создать новую, более сложную систему, включающую прежние и способную содержать и
преобразовать больше энергии. А по Ницше это следует бы назвать «одна система проявляет
волю к власти над другой». Такая «властная парадигма» представляется весьма
ограниченной и неглубокой.
А на человеческом уровне вот как. Человек в основном преобразует энергию не
собственным организмом, а синтезируя процесс энергопреобразования методом
создания комбинаций внешних объектов и новых отношений между ними . Это может
быть комбинация из сухой травы, дерева, двух кремней и удара их друг о друга
неодушевленная природа. А может быть лошадь, веревка, кнут, сено и лошади приходится
бегать и преобразовывать энергии, таская на себе человека, больше, чем она сама
собиралась. Комбинация с одушевленным объектом. А может быть щит, меч и десять других
людей которые пашут с утра до ночи, чего на свободе делать бы не стали, но тут рабство.
То есть:
Человек образует системы с другими людьми, и в этой системе стремится занять
возможно высокое место таким образом преобразуя энергию посредством подчинения
людей своим целям, вовлекая их энергию в круг своих действий: действуя посредством
других людей. В этом один из аспектов сути отношений. Но только один!
Ибо есть не только воля к власти, но и воля к подчинению. И воля к свободе. И к
убийству, и к смерти, и к разрушению, и к созиданию, и к повелеванию в любви, и к рабству
в любви. И всему свое время, место и шесток. Но воля к самореализации и
самоутверждению, стремление к максимальным ощущениям и максимальным действиям
неизменно, постоянно, универсально.
Власть лишь частный случай самореализации и стремления к максимальным
действиям . У алкоголика и наркомана стремление к ощущениям преобладает действия
необязательны. А блестящий солдат может быть счастлив награде, но не хочет быть
сержантом груз власти тяжек, способностей не чувствует, он и так себя уважает в составе
грозного строя. Убраться к черту из мира на необитаемый тропический остров какая ж в
том власть?
Сплошь и рядом человек добровольно и сознательно поступает категорически вопреки
«воле к власти». Предпочитая одиночество -владычеству и подчинение командованию.
Неделание деланию. Козырянье в какой-то ерунде внешне большим делам. Но никогда
человек не поступает вразрез своему стремлению к самореализации через максимальные
ощущения -разумеется, конкретным для каждого конкретного случая образом.
ЛОРЕНЦ И «АГРЕССИЯ»
В своей дивной и знаменитой книге Лоренц обычно полагает агрессию своего рода
субстанцией ну, чем-то вроде оружия, имеющегося в реальности постоянно и при случае
извлекаемого со складов, либо бронепоезда на запасном пути.
Вот два друга-гусака приветствуют друг друга «триумфальным криком». И так
однажды завелись в восторге, что вдруг стали проявлять взаимную агрессию, активную
вражду а после неожиданной этой схватки разошлись и избегали встреч в явном смущении.
Сильной симпатии соответствуют возможные проявления сильной агрессии, неоднократно
замечает Лоренц, а по поводу данного случая делает вывод, что вот как глубоко даже под
сильной симпатией может крыться в глубине и сильная агрессия. Как бы одно и другое
сосуществуют в психике одновременно, вот только проявляться могут по очереди. Ну, типа
«кого люблю того и бью»: оба сильных чувства наличествуют.
Это представление выглядит по меньшей мере некорректным. Физиологическая база
эмоций возбуждение соответствующего очага центральной нервной системы. Превышая
меру, возбуждение распространяется на соседние участки и принимает форму
противоположной по знаку эмоции: переходит границу. Классический пример
|