конфликты между государствами (Burton, 1969; Walton, 1970; Lakin, 1972);
конфликты между подразделениями крупных организаций (Blake, Shepard и Mouton,
1964; Goodstein и Boyer, 1972);
межличностные конфликты (Walton, 1969; Filley, 1975);
межрасовые конфликты (Chalmers и Cormick, 1971).
Мы стремимся к выработке методологически правильной, последовательной и
понятной программы. Deutsch (1973) привел перечень общих функций консультанта при
различных вмешательствах:
прояснение сущности спора;
создание благоприятных условий для осуществления попыток преодолеть и разрешить
спорные вопросы;
улучшение коммуникации;
формулирование различных правил управления конфликтом;
оказание помощи в нахождении альтернативных решений;
оказание помощи в «продаже» решения.
Это можно рассматривать как директивные указания для вмешательств, однако
довольно смутные и неопределенные. Walton (1969) разработал более конкретные пред-
ложения для поддержания продуктивной конфронтации:
определение у сторон стремления позитивно разрешить конфликтную ситуацию;
поддержка и сохранение в равновесии силовых отношений, сложившихся в данной
ситуации;
координация заседаний, посвященных урегулированию конфронтации, например
согласование с обеими сторонами времени и места их проведения; при этом инициатива
должна исходить от консультанта, а не от сторон, вовлеченных в конфликт;
чередование дифференциации и интеграции; успешная интеграция (решение
проблемы) возможна только после тщательной дифференциации исследования
конкретных жалоб и мнений обеих сторон;
обеспечение условий, способствующих развитию открытости;
обеспечение надежной коммуникации;
обеспечение оптимального напряжения в ситуации
конфронтации.
Ниже приводится стратегия эффективного вмешательства, осуществляемого
консультантом, в форме нескольких постулатов, то есть основных условий
урегулирования конфликта. Мы можем рассматривать их как своеобразные пункты, где
должны определяться и приниматься существенные решения о целесообразности
вмешательств, их видах и др.
1. Завоевание авторитета
Стороны должны стремиться к позитивному разрешению конфликта и действовать
соответствующим образом с помощью консультанта. Поэтому для консультанта очень
важно установить хорошие взаимоотношения с обеими сторонами, не отдавая
предпочтения ни одной из них, поскольку в таком случае его деятельность не будет
эффективной.
Консультант должен:
установить контакты на ранней стадии с обеими сторонами;
разъяснять свои намерения относительно данной конфликтной ситуации;
обеспечить себе поддержку; представители обеих сторон и управляющие могут
разъяснять намерения консультанта лицам, чьи интересы они представляют, и помогать
им осознавать важные моменты его деятельности; кроме того, эта группа может играть
важную роль на протяжении всей дальнейшей работы консультанта.
Если одна из сторон не оказывает консультанту никакого доверия или вообще не
видит никакого смысла в урегулировании конфликта, то целесообразность дальнейшей
деятельности консультанта вызывает сомнение.
|