совету Никколо Макиавелли одного из первых и самых популярных политологов в
истории человечества. «Разумный правитель не может и не должен оставаться верным
своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его
дать обещание... А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется. Примеров
тому множество: сколько мирных договоров, сколько соглашений не вступило в силу или
пошло прахом из-за того, что государи нарушали свое слово, и всегда в выигрыше
оказывался тот, кто имел лисью натуру».
Хотя Н. Макиавелли часто издают, много и охотно читают, тем не менее, наверное,
есть политики, не знакомые с этим высказанным более четырехсот лет тому назад сове-
том. Во всяком случае, подобные рекомендации некоторые из них делают и от своего
имени, как, например, президент США Т. Рузвельт (18581919). Под его руководством
Америка проводила активную экспансионистскую внешнюю политику, не останавливаясь
перед применением силы оружия для установления и закрепления своего политического
влияния и господства. Наставляя своих преемников и последователей, Т. Рузвельт писал:
«Истинный государственный деятель должен пренебречь любым договором, если
действия по его поддержанию могут представить собой серьезную опасность для нации».
Думается, что, по крайней мере в этом случае, Т. Рузвельт себя от нации не отделял.
Как свидетельствует исторический опыт осуществления и изучения практической
политики, многие из тех, кто дает и принимает подобные советы, независимо от того,
почерпнули они их из книг или считают результатом собственного опыта, осуждают Н.
Макиавелли и его продолжателей за политический цинизм и беспринципность. Раскрытие
и обнародование даже хорошо известных секретов власти не поощряются в мире
политики.
В стремлении к власти, к ее получению, укреплению и удержанию используются
самые разнообразные, как «чистые», так и «нечистые», формы и средства борьбы за право
представлять интересы той или иной общности и, используя ее ресурсы, мощь и влияние,
от ее имени удовлетворять интересы правящих. Эта борьба может вестись открыто, когда,
например, представители соперничающих политических партий публично на месте,
отведенном для общественных собраний, перед телекамерами или на страницах газет
сражаются за должности архонта, претора, президента, члена комитета или депутата. Она
может принимать и характерную для кремлевских политиков форму «схватки бульдогов
под ковром», о которой говорил У. Черчилль, выдающийся английский политический дея-
тель, неоднократно занимавший пост премьер-министра своей страны и сам
отличавшийся бульдожьей хваткой.
Для политика, ведущего борьбу за власть и влияние, победа в политическом
конфликте означает, как минимум, свидетельство профессиональной пригодности, от-
крывает пути к переходу на новый, более высокий уровень деятельности, туда, где его
власть, а значит возможность направлять и контролировать других людей в своих инте-
ресах, будет возрастать. Именно в этом, если трезво оценивать декларации о готовности к
самоотверженному служению народу, о своем долге перед избирателями и желании
поработать на благо общества, состоит неизменный, глубокий внутренний импульс,
объединяющий весьма разнообразные мотивы деятельности самых разных политических
деятелей.
Анализируя эмпирические исследования мотивов деятельности зарубежных
политиков-законодателей, Г. Г. Дилигенский видный отечественный специалист по
социально-политической психологии делает заключение, в полной мере справедливое и
по отношению к российским политикам, что независимо от своих исходных личных мо-
тивов любой активный политик вынужден овладеть какой-то позицией в системе власти и
заботиться о ее сохранении. Эта позиция, закрепляется ли она занятием какого-либо
поста, получением должности, статусом или членством в выборном органе, лидерством в
партии, движении, парламентской фракции, реализует ли она власть индивидуальную или
групповую, необходима для осуществления политических целей. При этом одни политики
|