у пожилых людей, так как они более подвержены воздействию отвлекающих факторов и
помех.
Привычки и привычность занятия, сам факт, что вы с ним хорошо освоились, притупляют
сознательное внимание. Что же делать, если условные рефлексы одновременно и полезны, и опасны?
Разумно не придавать значения маленьким оплошностям нашего мозга. Мы соглашаемся на риск
небольших инцидентов в надежде избежать крупных ошибок. Ясно одно: риск катастроф
значительно уменьшается, если развить в себе рефлексы контролируемого внимания. Они
предотвратят большую часть значительных потерь, сделают их более редкими. Проверка важных
рутинных действий (например, закрыли ли вы входную дверь) должна производиться сознательно, а
не механически или автоматически. Чем больше мы полагаемся на привычку, тем больше
вероятность того, что совершим ошибку. Не огорчайтесь, если вдруг по ошибке перепутаете свою
тележку с чужой в супермаркете, но будьте особенно внимательны, чтобы не оставить зажженными
фары вашей машины! Не доверяйте привычным действиям, которые кажутся вам абсолютно
надежными!
Рутина уменьшает потребность во внимании. Но при каком-либо стрессе, беспокойстве, усталости
автоматические реакции могут приводить к гибельным последствиям. Всякий раз, когда вы
предпринимаете что-то важное, будьте начеку контролируйте свое внимание; настороженный
человек стоит двоих. Но к ошибкам может приводить не только недостаток внимания, но и избыток
его. Например, если за рулем автомашины вы не сводите глаз со спидометра, то рискуете съехать с
нужной полосы или, еще хуже, поехать на красный свет или вовремя не увидеть, как из ряда машин
перед вами выезжает грузовик. Иными словами, сосредоточившись лишь на одной детали, вы
рискуете упустить из виду картину в целом. Именно таким образом мы часто забываем о чем-то
существенном. Поэтому каждый этап важного для нас дела стоит запоминать с участием сознания.
Как говорил Уильям Джеймс: «То, что мы замечаем, остается у нас в памяти, тогда как
ускользнувшее от нашего внимания не оставит там никакого следа».
Ошибки по рассеянности происходят скорее из-за неточности умственных операций, чем из-за
иррациональных действий. Систематическим образом изучая причины транспортных аварий (на
железных дорогах, в метро, в авиации), Ризон и Мыцельска пришли к выводу, что во всех случаях
имела место ошибочная оценка каких-либо обстоятельств. Например, в случае катастрофы в
аэропорту на о. Тенерифе пилот самолета KLM при почти нулевой видимости почему-то решил, что
посадочная полоса свободна. Уже никто не узнает, почему он действовал таким образом, вместо того
чтобы ждать разрешения на посадку от авиадиспетчера. Или, может быть, ему показалось, что он уже
услышал голос авиадиспетчера, который вот-вот должен был прозвучать.
Ошибки восприятия особенно часты, когда мы находимся в состоянии стресса или утомлены.
Тогда нам может почудиться, что мы слышим то, чего ждем или что хотели бы услышать. Однажды в
лондонском метро поезд врезался в стену тупика в конце линии. Вероятно, машинист спутал
искривленный участок пути в тупике с другим очень похожим искривлением перед конечной
станцией: в течение какой-то доли секунды он просто думал, что находится в другом месте. Потеря
нити времени или ориентировки в пространстве частый источник ошибок, и число таких ошибок
увеличивается с возрастом. Вместо того чтобы полагать, что все в порядке, лучше проверить, и
притом не один, а два раза, особенно когда вы утомлены или обеспокоены.
Последний пример связан с Бермудским треугольником, где однажды исчезла эскадрилья
самолетов вооруженных сил США при учебном полете. Расследование показало, что самолеты упали
в море из-за нехватки горючего в результате ошибки в выборе курса. Командир эскадрильи, видимо,
в качестве ориентира принял один остров за другой, доверяя своему восприятию больше, чем
показаниям приборов. Никто не решился его поправить, так как с ним вместе летели неопытные
пилоты. Известны и другие сходные аварии, когда в решающий момент никто из дублеров не
осмеливался вмешаться, чтобы поправить ошибку пилота. Психологи установили, что только более
тесные отношения между членами экипажа могут сократить число подобных случаев.
И еще одно замечание относительно аварий: в большинстве своем они обусловлены недостатком
внимания, неверной оценкой ситуации или тем и другим одновременно. Если вы учились на курсах
по безопасности движения, вам, наверное, говорили, что несчастные случаи на дорогах чаще всего
происходят в местности, хорошо знакомой водителю, т.е. в пределах около 30 км от его дома
именно там, где он хорошо знает дороги и поэтому уровень настороженности у него понижен. Нужно
учитывать и другие ситуации, когда внимание притупляется, а именно когда вы разгневаны,
взволнованы, опаздываете, устали, рассеяны, а может быть, вас клонит ко сну или вы находитесь под
воздействием, например, алкоголя. Не доверяйте себе в подобных случаях. Если вы не можете
|