117
цитат, пройти с читателем по кратчайшей прямой от информации к выводам.
Такие понятия, как "молодежное движение", "хиппи", очень многое могут
объяснить в феномене "Джонатана" - многое, но не все.
Я думаю, вещь эта, столь не похожая, казалось бы, на то, что
обычно вызывает интерес широкой публики, соприкасается тем не менее с
самыми разными явлениями, по разным поводам попадающим в фокус
общественного внимания. Поэтому, заранее извинившись перед любителями
информации и поклонниками эрудиции за отсутствие звонких цитат, я
рискую предложить вниманию читателя всего лишь гипотезу, основанную на
наблюдениях самого общего свойства, притом наблюдениях издалека.
Можно очертить несколько сфер, по касательной к которым успех той
или иной вещи, столь не похожей на обычную популярную литературу,
станет понятнее.
Первую из этих сфер, как ни странно это может показаться, я
обозначила бы термином "истории о животных".
Ныне, с возникновением понятия "экология", человек, выделившийся
из природы и еще так недавно исходивший из концепции коренной и
немедленной ее переделки, попытался вновь ощутить себя ее частью и
приобщиться ее тайн. В этом пункте, как нигде, наука сомкнулась с
беллетристикой, и описание поведения животных - этология - почти без
перевода со специального языка на популярный стало всеми излюбленным
чтением. Романтизация единоборства с природой - еще недавняя, еще
вчерашняя - сменилась пафосом единения с ней. На смену охотничьим
подвигам явились подвиги естествоиспытателей, занимающихся спасением
редких видов животных; взамен ружья появилось фоторужье, и ныне ни один
из массовых иллюстрированных журналов не обходится без фоторассказов о
представителях фауны разнообразных уголков земли. Я не говорю уже о
прекрасных и читаемых наравне с художественной литературой книгах
Даррела, Джой Адамсон, Гржимека и прочих.
Все это, разумеется, имеет мало общего с Джонатаном, осваивающем
технику высшего пилотажа и достигающим бессмертия. Но когда этология,
----------------------------
(*) Нужное количество (лат.)
бионика, психология животных становятся в порядок дня, то кажется
естественным, что следом за научными изысканиями Джона Лилли возникает
фантастический роман Лео Сцилларда "Голос дельфинов", что авторы
"Хроники Хеллстрема" - научно-популярной ленты о жизни насекомых - не
довольствуются простой демонстрацией удивительных натурных съемок, но
стремятся придать своему фильму черты своеобразной и зловещей
"антиутопии", противопоставив неразумию человеческой цивилизации
суперрациональную "цивилизацию" муравьев и пчел.
Философская сказка Баха целиком уходит в извечную область
аллегорий. Но едва ли не случайно, что издательство и автор отказались
от первоначальных рисованных иллюстраций к "Чайке" и признали их
слишком "литературными". Едва ли случайно, что для иллюстрации притчи
они обратились к "документальному" жанру - фотографии. Подлинность
земли, моря и неба, полета чаек не только не пришла в противоречие с
притчей, но даже придала истории необыкновенной чайки некую иллюзорную
достоверность - сродни Голосу, который будто бы поведал ее Ричарду
|