Navigation bar
  Print document Start Previous page
 50 of 121 
Next page End  

50
доступно, и это зависит от нас с вами. Можно научиться управлять своим состоянием. В
значительной степени решению этой задачи поможет медитативный текст ¹ 3 Ричарда Баха
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон», который вы будете читать на пятом уроке. Это
замечательный текст, необычный текст. Он выражает дальнейший прорыв к совершенству, к
познанию своего Я и безграничных возможностей своего развития. Чтение медитативных
текстов способствует тому, что к вам как бы само собой приходит осознание того, как нужно
читать художественные произведения — сливаться с текстом, переживать, читать текст в
образах, подсознание при этом начинает работать с более высоким качеством.
А теперь переходим к изучению урока 5.
5.1. Теория
Алгоритм чтения художественных текстов. Вдумайтесь в название урока. Вам многое
знакомо. Действительно, из предыдущего курса «Доминанта 2000-го года» вы знаете, что
алгоритм чтения — это порядок выполнения умственных действий в определенной
последовательности от начала до конца.
Алгоритм чтения позволяет быстро извлечь нужную информацию. Вы успешно читаете
по блокам интегрального и дифференциального алгоритма чтения. Вы научились быстро
формировать доминанту.
Ранее, в программе «Доминанта 2000-го года», мы не использовали наши методики при
чтении художественных произведений, хотя, возможно, у вас были попытки, и весьма
эффективные, ускоренного чтения художественных текстов. Сегодня вы уже готовы к тому,
чтобы использовать весь арсенал знаний Техники быстрого чтения для чтения художест-
венных текстов в режиме «Сатори».
Существует ли алгоритм чтения художественных произведений, текстов? Конечно,
существует. Он не такой гибкий, как нам хотелось бы, но все-таки это определенная
последовательность умственных действий в процессе чтения художественных текстов. Он
предполагает включение в процесс чтения нашего подсознания, не столько ускоряющего
чтение, сколько обеспечивающего повышение роли эстетического восприятия читаемого.
Главным компонентом в процессе быстрого, чтения художественных произведений
является развитие образного восприятия. Не случайно техника чтения, доведенная до
совершенства, представляет собой не столько восприятие текста, сколько восприятие
образов, происходящих событий, действий. Вот именно так читал художественные тексты
Максим Горький. Горький читал исключительно быстро, и есть основания полагать, что он
читал художественные произведения в состоянии «сатори», которому мы с вами пытаемся
научиться. Образность, или синестезия, о которой мы с вами уже говорили, была у него
чрезвычайно развита.
Здесь можно вспомнить один эпизод из творческой жизни писателя. Однажды М.Горький
писал рассказ, где есть сцена, во время которой один человек наносит другому ножевое ра-
нение. Описывая этот эпизод. Горький вдруг вскрикнул и упал на пол. Прибежавшие на шум
домочадцы нашли его лежащим на полу с ярко-красным следом на теле, как будто его
действительно ударили ножом. Такая реакция писателя свидетельствует о том, что он
физически перенес то, что написал и перечитывал. Великие писатели — это как раз те люди,
у которых сильно развито образное восприятие, мышление, и примеров, подобных случаю с
М.Горьким, можно привести много.
Мы не призываем вас к тому, чтобы вы так же ярко переживали события, которые будете
читать и воспринимать, но развитие образного мышления, образного восприятия совершенно
необходимо. Именно образность представляет собой
процесс слияния с текстом, который мы воспринимаем, и помогает в значительной
степени ускорить процесс восприятия, а значит, процесс чтения текста. Мы читаем не слова,
не фразы, не предложения. Мы видим картины, образы, и этому в значительной степени
помогает тот несложный алгоритм чтения художественных текстов, который мы предлагаем
вашему вниманию.
Семь блоков алгоритма, наверное, не представляют для вас ничего существенно нового.
Вы можете сказать: «Мы всегда так читаем художественный текст».
Hosted by uCoz