стремление к определенной цели. Оно искажает само наше восприятие, которое, если можно так выразиться,
незаметно проходит отбор с учетом конечной цели, к которой стремится данная личность.
Мы ориентируемся на искусственно созданную постоянную цель цель, которая не имеет никаких
основ в реальной действительности, другими словами, на фикцию. Это допущение фикции необходимо из-за
несовершенства нашей психологии. Она имеет большое сходство с фикциями, применяемыми в науке,
например, разделение Земли на части не существующими в реальности, но весьма полезными меридианами.
С помощью психологических фикций мы допускаем наличие постоянной цели, хотя более тщательное
исследование вынуждает нас признать, что на самом деле ее, как и меридиана, не существует. Цель этого
допущения просто ориентироваться в хаосе повседневного существования и иметь возможность как-то
оценивать относительные величины. Польза от него заключается в том, что, приняв эту постоянную цель
как данность, мы можем в соответствии с ней отнести к определенной категории любое наше ощущение и
чувство.
Психология личности, таким образом, создает для себя эвристическую систему и метод:
рассматривать человеческое поведение и считать его окончательной системой отношений, возникшей
благодаря влиянию преследования
определенной цели на наследственные задатки организма. Более того,
наш опыт доказал, что это допущение относительно стремления к цели просто удобная фикция. Она
показала большую степень своей совместимости с реальными фактами, будь то факты сознательной или
бессознательной жизни. Это стремление к цели, целенаправленность; нашей психики, является не
философским допущением, а основополагающим фактом.
Когда мы спрашиваем себя, как лучше всего обуздать стремление к власти и превосходству, это
наиболее заметное зло нашей цивилизации, мы сталкиваемся с затруднением, поскольку это стремление
зарождается в том возрасте, когда свободное общение с ребенком невозможно. Мы можем начать попытки
исправить и просветить его лишь гораздо позднее. Однако, живя рядом с ребенком этого возраста, мы все
же имеем возможность развить его социальное чувство до такой степени, чтобы стремление к власти над
другими стало пренебрежимо малым фактором.
Далее, трудность заключена в том, что дети не выражают свое стремление к власти над другими явно,
а скрывают его под личиной заботливости и любви и занимаются своим делом под обманчивой маской.
Таким образом они надеются избежать разоблачения. Неприкрытое стремление к власти и уверенности в
себе может повредить психологическому развитию ребенка И превратить мужество в дерзость, послушание
в трусость, мягкость в утонченную стратегию, целью которой является полное доминирование. В конечном
счете любое проявление естественных чувств ребенка несет в себе элемент лицемерия, целью которого
является господство над окружающей действительностью.
Обучение влияет на ребенка благодаря своей сознательной или бессознательной цели
компенсировать его неуверенность в себе, обучить его искусству жить, сформировать его рассудок и
поощрить в нем развитие социального чувства по отношению к себе подобным. Все эти меры, каков бы ни
был их изначальный смысл, являются способами помочь ребенку избавиться от неуверенности в себе и
чувства неполноценности. О том, что творится в душе ребенка в ходе этого процесса, мы должны судить по
чертам характера, развивающимся у него, поскольку они суть зеркало его психической деятельности.
Фактическая степень неполноценности ребенка, хотя она и важна для его психологии, не является
критерием, при помощи которого мы можем определить выраженность его чувства неуверенности в себе и
неполноценности, поскольку они зависят главным образом от ее интерпретации.
Не следует ожидать от ребенка точной самооценки в какой-либо конкретной ситуации; мы не ждем
такого даже
от взрослых. Но именно здесь и таится множество трудностей. Один ребенок растет в такой
сложной ситуации, что он неизбежно будет заблуждаться относительно степени собственной
неполноценности. Другой ребенок сможет лучше понять свое положение. Однако в общем и целом
интерпретация ребенком его чувства собственной неполноценности меняется каждый день, пока она в
конечном счете не суммируется и не превратится в определенную самооценку. Она становится
«константой» самооценки, которую ребенок сохраняет во всех своих взаимоотношениях с внешним миром.
Компенсаторные механизмы, которые ребенок создает для того, чтобы избавиться от своей
неполноценности, будут образованы с учетом некоей цели, производной от этой выкристаллизовавшейся
нормы, или константы самооценки.
Этот механизм стремления к компенсации, с помощью которого психика пытается нейтрализовать
мучительное чувство неполноценности, имеет аналогию в органическом мире. Как известно, жизненно
важные органы нашего тела кажутся на вид гипертрофированными, когда их нормальное функционирование
нарушено из-за болезни или ранения. Так, при расстройствах кровообращения все тело словно отдает свои
жизненные силы сердцу, которое может настолько увеличиться, что становится более сильным, чем
нормальное сердце. Таким же образом под давлением чувства неполноценности или беспомощности
психика изо всех сил пытается преодолеть этот «комплекс неполноценности».
Когда чувство неполноценности усиливается до такой степени, что ребенок начинает бояться никогда
не преодолеть свою слабость, возникает опасность, что, стремясь к компенсации, он не удовлетворится
простым восстановлением равновесия. Он будет стремиться отклонить весы в другую сторону. В таких
случаях стремление к власти и доминированию может стать настолько преувеличенным и обостренным, что
его можно будет назвать патологическим, и обычные жизненные отношения не Удовлетворят человека
|