Милтон Г. Эриксон, Эрнест Росси: «Человек из февраля»
49
осознания, характеризующие каждое последующее поколение. Новый способ
изображения ситуации, новый общественный статус, новые взаимоотношения с
людьми это не просто эвфемизмы, это зарождающиеся схемы новой
психологической адаптации. Препятствовать этому новому речевому стилю (т.е.
слэшу)
все равно что препятствовать новому способу осознания. И поэтому
молодежь всегда права, когда обзывает «языковых пуритан» «старыми дураками»,
хотя, конечно, именно эти «старые дураки» сохраняют традицию употребления слов в
том значении, которое было выработано еще предшествующими поколениями.
Эриксон: (Эриксон рассказывает нам о тех неуловимых деталях поведения и
речи, которые бросались ему в глаза даже в повседневной жизни его семьи.)
Росси: Получается, что Ваша психотерапия сводится к тому, чтобы объединить
изменения, которые естественным путем происходят с человеком каждый день.
Эриксон: Гм. (Эриксон приводит пример из своей практики
как он лечил
мальчика Джимми, который сосал большой палец. Родители Джимми обратились к
Эриксону, чтобы он вылечил их сына с помощью гипноза). Я сел рядом с Джимми и
сказал: «Ну, Джимми, твои папа и мама хотят, чтобы я отучил тебя сосать палец.»
Джимми кивнул: он знал об этом. Тогда я продолжил: "Все маленькие мальчики в
возрасте шести лет просто должны сосать свой большой палец и никто не вправе им
мешать! Но, конечно, когда им исполняется семь лет они бросают эту привычку.
Скоро день твоего рождения и поэтому, наверное, тебе тоже стоит прекратить
сосать палец." Весь этот разговор состоялся незадолго до того, как Джимми
исполнилось семь лет за шесть недель до дня его рождения. Вот вам пример
использования идеи изменения!
Росси: Вы преподали нам очаровательный урок применения рефрейминга,
парадоксального предписания симптома и своеобразного временного связывания.
Эриксон: (Теперь Эриксон пересказывает нам ужасно смешные «мудрые»
замечания своих внуков. В этих высказываниях проглядывают метауровни их
осознания
те способы, к
которым они прибегают для комментирования своего
собственного ментального опыта. К примеру, одна из внучек Эриксона как-то
сказала: "Но, мама, в свои шесть лет у меня недостаточно опыта для того, чтобы
судить об этом!)
Росси: [ В 1987] По этим многочисленным экскурсам, вводящим нас в атмосферу
семейной жизни Эриксона, мы можем судить о том, что его больше всего
интересовало. Смысл Эриксоновской психотерапии сводится к использованию
естественных процессов психологического развития, за которыми он так тщательно
наблюдал в кругу своей семьи и ближайших знакомых. И эти наблюдения дали ему
гораздо больше, чем те теоретические знания, которые он почерпнул в книгах.
Поэтому, если мы хотим работать в ключе творческого процесса Эриксона, то
простого копирования и вызубривания содержания его психотерапии явно будет
недостаточно. Главные же уроки, которые нам преподал Эриксон, сводятся к
следующему: никогда не уставать восхищаться своим собственным растущим
осознанием того, как люди вокруг нас непрерывно развиваются; никогда не
прекращать доброжелательно удивляться и смеяться, тем самым помогая своим
пациентам извлекать пользу из жизненных уроков; всегда бороться за право
каждого поколения на создание уникальных паттернов осознания и понимания
действительности.
1.42. Как отделаться от чувства обиды и отрицания; двухуровневое
общение на
когнитивном и буквально-конкретном уровнях;
как использовать импликации для
косвенного внушения; поляризация
«да» и «нет»
Эриксон: Давай разбираться. Почему это я должен был прийти в октябре?
Клиентка: Не знаю. Может быть, Вы любите октябрь?
Эриксон: Но как мне все-таки объяснить свое появление в октябре? Или я должен
превратиться в Октябрьского человека? Можно, например, сказать, что мой поезд просто
опоздал.
Клиентка: Это хорошее объяснение. Но уж очень избитое.
|