Navigation bar
  Print document Start Previous page
 49 of 133 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон, Эрнест Росси: «Человек из февраля»
49
осознания, характеризующие каждое последующее поколение. Новый способ
изображения ситуации, новый общественный статус, новые взаимоотношения с
людьми – это не просто эвфемизмы, это зарождающиеся схемы новой
психологической адаптации. Препятствовать этому новому речевому стилю (т.е.
слэшу)
все равно что препятствовать новому способу осознания. И поэтому
молодежь всегда права, когда обзывает «языковых пуритан» «старыми дураками»,
хотя, конечно, именно эти «старые дураки» сохраняют традицию употребления слов в
том значении, которое было выработано еще предшествующими поколениями.
Эриксон: (Эриксон рассказывает нам о тех неуловимых деталях поведения и
речи, которые бросались ему в глаза даже в повседневной жизни его семьи.)
Росси: Получается, что Ваша психотерапия сводится к тому, чтобы объединить
изменения, которые естественным путем происходят с человеком каждый день.
Эриксон: Гм. (Эриксон приводит пример из своей практики
как он лечил
мальчика Джимми, который сосал большой палец. Родители Джимми обратились к
Эриксону, чтобы он вылечил их сына с помощью гипноза). Я сел рядом с Джимми и
сказал: «Ну, Джимми, твои папа и мама хотят, чтобы я отучил тебя сосать палец.»
Джимми кивнул: он знал об этом. Тогда я продолжил: "Все маленькие мальчики в
возрасте шести лет просто должны сосать свой большой палец – и никто не вправе им
мешать! Но, конечно, когда им исполняется семь лет – они бросают эту привычку.
Скоро день твоего рождения – и поэтому, наверное, тебе тоже стоит прекратить
сосать палец." Весь этот разговор состоялся незадолго до того, как Джимми
исполнилось семь лет – за шесть недель до дня его рождения. Вот вам пример
использования идеи изменения! 
Росси: Вы преподали нам очаровательный урок применения рефрейминга,
парадоксального предписания симптома и своеобразного временного связывания.
Эриксон: (Теперь Эриксон пересказывает нам ужасно смешные «мудрые»
замечания своих внуков. В этих высказываниях проглядывают метауровни их
осознания
те способы, к
которым они прибегают для комментирования своего
собственного ментального опыта. К примеру, одна из внучек Эриксона как-то
сказала: "Но, мама, в свои шесть лет у меня недостаточно опыта для того, чтобы
судить об этом!)
Росси: [ В 1987] По этим многочисленным экскурсам, вводящим нас в атмосферу
семейной жизни Эриксона, мы можем судить о том, что его больше всего
интересовало. Смысл Эриксоновской психотерапии сводится к использованию
естественных процессов психологического развития, за которыми он так тщательно
наблюдал в кругу своей семьи и ближайших знакомых. И эти наблюдения дали ему
гораздо больше, чем те теоретические знания, которые он почерпнул в книгах.
Поэтому, если мы хотим работать в ключе творческого процесса Эриксона, то
простого копирования и вызубривания содержания его психотерапии явно будет
недостаточно. Главные же уроки, которые нам преподал Эриксон, сводятся к
следующему: никогда не уставать восхищаться своим собственным растущим
осознанием того, как люди вокруг нас непрерывно развиваются; никогда не
прекращать доброжелательно удивляться и смеяться, тем самым помогая своим
пациентам извлекать пользу из жизненных уроков; всегда бороться за право
каждого поколения на создание уникальных паттернов осознания и понимания
действительности.
1.42. Как отделаться от чувства обиды и отрицания; двухуровневое
общение на
когнитивном и буквально-конкретном уровнях;
как использовать импликации для
косвенного внушения; поляризация
«да» и «нет»
Эриксон: Давай разбираться. Почему это я должен был прийти в октябре?
Клиентка: Не знаю. Может быть, Вы любите октябрь?
Эриксон: Но как мне все-таки объяснить свое появление в октябре? Или я должен
превратиться в Октябрьского человека? Можно, например, сказать, что мой поезд просто
опоздал.
Клиентка: Это хорошее объяснение. Но уж очень избитое.
Hosted by uCoz