конце концов, забывается. Иногда традиция может сама стать письменной
версией. Есть и другие возможности, 6 которых мы поговорим позже.
Наличие скрытого периода в истории еврейской религии может быть
объяснено следующим образом: те факты, которые так называемая официальная
писаная история хотела бы сознательно предать забвению, в действительности
никогда не были забыты. Они сохранились в традиции, которая всегда
оставалась живой среди народных масс. Согласно Селлину, существовала даже
традиция в вопросе о судьбе Моисея, противоречившая официальным хроникам и
находившаяся в большем согласии с истиной. То же самое, можно думать, имело
место и в отношении других верований, которые, на первый взгляд, были
отвергнуты после гибели Моисея, то есть в отношении тех частей моисеевой
доктрины, которые были неприемлемы для большинства его современников.
Мы сталкиваемся здесь с примечательным фактом. Он состоит в том, что
традиция вместо того, чтобы с годами все более ослабевать, становится все
более и более мощной, постепенно пробивает себе дорогу в последующие
варианты узаконенных официальных хроник и, в конце концов, делается
достаточно сильной, чтобы оказать решающее влияние на мысли и поступки
людей. Непонятно однако, какие причины породили столь странный факт.
Факт между тем действительно странен и даже настолько, что вполне
оправдано наше желание заново к нему присмотреться. В нем заключена вся наша
проблема. Еврейский народ отверг религию Атона, которую дал ему Моисей, и
вернулся к поклонению другому богу, который мало чем отличался от "баалим"
соседних племен. Все последующие попытки скрыть этот унизительный факт
провалились. Однако религия Моисея не исчезла бесследно; сохранилась некая
память о ней, некая традиция, возможно - смутная и искаженная. И это
воспоминание о великом прошлом продолжало свою работу в сознании, приобретая
все большую власть над умами, пока наконец не трансформировало бога Ягве в
моисеева Бога и вдохнуло новую жизнь в ту религию, которую Моисей учредил
много веков назад. С такой ситуацией, когда дремлющая традиция оказала бы
столь мощное воздействие на духовную жизнь народа, мы никогда не
сталкивались. Тут мы оказываемся в области массовой психологии, где
чувствуем себя не так уж уверенно. Приходится искать аналогии, явления
сходной природы, пусть даже в других областях. Но мы их найдем, я не
сомневаюсь.
К тому времени, когда созрели условия для возрождения религии Моисея,
греки уже располагали богатейшей сокровищницей легенд и мифов о своих
героях. Считается, что в девятом-восьмом веках до н. э. возник гомеровский
эпос, который почерпнул свое содержание из этого комплекса мифов. Находясь
на уровне сегодняшней психологической науки, мы давно уже, задолго до
Шлимана и Эванса, могли бы поставить вопрос: откуда взялся весь тот материал
сказаний и мифов, который Гомер и великие греческие драматурги превратили в
бессмертные творения искусства? Ответ неизбежно был бы таков: видимо, в
раннем периоде своей истории греки пережили времена внешнеполитического
могущества и высокой культуры, которые завершились некой катастрофой (как
действительно говорит нам история), но следы которых сохранились в этих
легендах. Археологические раскопки наших дней подтверждают эту гипотезу,
которая, будь она высказана раньше, наверняка была бы сочтена слишком
дерзкой. Эти раскопки доказали существование грандиозной минойско-микенской
культуры, которая на греческом материке закончилась, видимо, к 1250 году до
н. э.* Более поздние греческие историки почти не упоминают о тех временах.
Говорится, что были дни, когда греки царили на морях, упоминается имя царя
Миноса, его дворца и лабиринта; но это и все. От тех великих времен не
осталось ничего, кроме традиции, подхваченной великими писателями.
* Как полагают, в результате грандиозного извержения вулкана на острове
Санторин, которое почти разрушило сам остров и вызвало катастрофические
явления в Средиземном море, на его островах и берегах. Некоторые историки
считают, что это породило миф о гибели Атлантиды; другие связывают эти
явления с "казнями египетскими" и другими "чудесами" Исхода. (Примечание
переводчика.)
|