Navigation bar
  Print document Start Previous page
 45 of 58 
Next page End  

авторитете,  которому можно было бы подчиняться, который бы господствовал  и
порой даже  угнетал своих последователей.  Психология индивидуума объясняет,
откуда берется  эта  потребность масс.  Это не  что  иное, как потребность в
отце, которая живет в каждом из нас с детства, в том самом Отце, победой над
которым  похваляются герои  мифов. И  теперь мы начинаем  понимать, что  все
черты, в которые мы приодеваем великого человека, это черты отца, что в этом
сходстве и  состоит  суть великого человека. Решительность мысли, сила воли,
мощность деяний - все это черты отцовского облика; но превыше всего - вера в
себя и независимость  духа, та  божественная уверенность великого человека в
правильности своих действий, которая порой может переходить в безоглядность.
Им нельзя не  восхищаться, ему нельзя не верить, но невозможно избавиться  и
от  страха перед ним. Нам  следовало искать ключик в самом  слове: кто  еще,
кроме отца, может быть "великим" для ребенка?
     Вне сомнения,  Моисей, снизошедший до несчастных еврейских рабов, чтобы
сказать  им,  что  они -  его возлюбленные  дети,  был  для  них  гигантской
отцовской  фигурой.  И  не менее  величественной должна  была показаться  им
концепция  единственного,   вечного,  всемогущего  Бога,  который   счел  их
достойными завета с Ним и обещал заботиться о них, если они будут блюсти Ему
верность. Возможно, им было нелегко отделить образ этого  человека Моисея от
образа  его Бога,  и в этом они были инстинктивно правы, потому  что  Моисей
наверняка воплотил в образе своего Бога некоторые собственные черты, - вроде
вспыльчивости и неумолимости.
     Но  если,  с  одной  стороны,  фигура  великого   человека  выросла  до
божественной, то, с другой,  самое время  напомнить, что и отец когда-то был
ребенком.  Великая  религиозная  идея,  которую  провозглашал  этот  человек
Моисей, как я  уже отмечал, не принадлежала ему;  он заимствовал ее у своего
царя  Эхнатона. А  сам  Эхнатон -  величие которого  как  основателя религии
доказано вне  всяких сомнений  -  возможно, следовал откровениям,  которые -
через его мать или другими путями  - пришли к нему с Ближнего  или Дальнего.
Востока.
     У  нас нет возможности проследить  эту  нить еще  дальше. Но если  наши
рассуждения до  сих пор шли  правильным  путем, то это  означает,  что  идея
монотеизма, наподобие бумеранга, вернулась  в  страну  своего происхождения.
Представляется бесплодным гадать, каковы заслуги того или иного  индивидуума
в развитии этой  идеи. Несомненно, в  этом развитии приняли участие и в него
внесли свой вклад  многие люди. С  другой стороны,  было бы ошибкой прервать
причинную  цепь  на  Моисее и  пренебречь  тем, что сделали  его  преемники,
еврейские пророки. Монотеизм  не  укоренился  в Египте. Та же  неудача могла
повториться в Израиле, когда народ повернулся  к  Ягве, отбросив  навязанную
ему неудобную, претенциозную религию. Однако в еврейской массе  раз за разом
появлялись  люди,  которые  заново  расцвечивали  живыми красками  поблекшую
традицию,  заново  возрождали  память  о  Моисее  и  его  требованиях  и  не
успокаивались, пока не отвоевывали утраченные было  позиции. Благодаря этому
непрестанному многовековому усилию и - не в последнюю очередь - двум великим
реформам,  до и  после вавилонского  пленения,  в конце концов,  и произошло
обратное  превращение  народного  божества  Ягве  в  того  Бога,  поклонение
которому Моисей  некогда  навязал евреям.  Эта способность коллектива, позже
ставшего еврейским народом, выдвинуть из  своей среды  столь  многих  людей,
готовых  взять  на себя  ношу  моисеевой религии  в  обмен  за  убеждение  в
избранности своего  народа, несомненно, является свидетельством некой особой
психологической структуры.
     4. Прогресс духовности;
     Чтобы оказать  длительное  психологическое!  воздействие  на коллектив,
недостаточно убедить  людей,  что  они специально избраны Богом, - нужно эту
избранность подтвердить. В религии  Моисея таким  подтверждением был  Исход;
Бог - или Моисей от Его имени - не уставал напоминать об этом доказательстве
Своей  благосклонности. Чтобы сохранить  его в памяти людей,  был установлен
праздник Пасхи, точнее - прежний праздник был привязан к этому воспоминанию.
Но позднее Исход  стал  уже  далеким прошлым. К этому  времени  знаки Божьей
Hosted by uCoz