Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 58 
Next page End  

как  племена  и народы  объединяются во  все более  широкие  коллективы,  их
божества тоже организуются в семьи и иерархии. Часто одно из них возвышается
до  уровня  повелителя  всех  других  богов.  Естественный  следующий шаг  -
поклонение одному-единственному богу  - совершается  поначалу нерешительно и
на ощупь, пока, в конце концов, не  складывается решение передать всю власть
одному богу и не терпеть больше рядом с  ним  никаких других. Но это решение
восстанавливает  - в  облике единого бога -  все величие  первобытного Отца;
поэтому  по отношению к этому богу люди снова ощущают те эмоции, которые  их
предки некогда ощущали  по отношению к первобытному  Вожаку орды -  трепет и
страх. Вот почему  первым  результатом  воссоединения с тем,  кого люди  так
давно  утратили и так долго искали, становится экстатическое ошеломление - в
точности,  как  это  описано  в истории  дарования  Закона  на  горе  Синай.
Трепетный восторг, молитвенное  преклонение и бурная  благодарность за вновь
обещанное покровительство  -  религия  Моисея  поначалу  знает  только  эти,
позитивные чувства по отношению  к божественному Отцу. Убежденность евреев в
Его  всесилии,  их подчинение  Его  воле  были  на  первой  стадии столь  же
абсолютны, как у беспомощного, угнетенного сына по отношению к отцу-вожаку в
первобытной орде; и действительно, эти эмоции можно полностью понять, только
предположив, что  народ снова обратился в  примитивную и инфантильную  орду.
Инфантильные эмоции вообще намного сильнее и неистощимо  глубже, чем чувства
взрослых;  только религиозный  экстаз способен возродить эту  интенсивность.
Таким образом, перенос молитвенного преклонения на Единого бога был попросту
естественной первой реакцией на возрождение Великого Отца.
     С этого момента дальнейшее направление развития этой отцовской  религии
было  предопределено навсегда, - но само развитие  еще  не закончилось. Ведь
суть отношений между  отцом  и сыном - в их амбивалентности; поэтому с ходом
времени у евреев неизбежно должна  была возникнуть такая же  враждебность  к
своему богу, какая в первобытные времена побудила сыновей убить своего отца.
В самой  религии  Моисея нет места  для прямого  выражения этой убийственной
ненависти к  отцу.  Обнаружиться  могла  лишь  сильнейшая  реакция  на такую
ненависть  -  в  виде  чувства вины, вызванного, несомненно, ощущением своей
скрытой враждебности к богу, но принявшей форму "угрызений совести"  - из-за
того, якобы, что "грешишь" и будешь "грешить" против Его  заповедей. Пророки
не замедлили  подхватить и использовать это  чувство,  непрестанно напоминая
евреям о их "греховности", и постепенно сознание неизбывной "вины",  некоего
"первородного греха" стало  органической составной частью  самой религиозной
системы.  Надо заметить,  что  одновременно действовал и  другой, уже  чисто
внешний фактор, который  тоже усиливал в евреях ощущение их "вины",  в то же
время маскируя от  них его истинное  происхождение.  Народ переживал тяжелые
времена; надежды на покровительство могущественного бога, посеянные Моисеем,
не  спешили исполниться; становилось все труднее сохранять самую дорогую  из
иллюзий  -  веру в свою  уникальную  избранность.  Чтобы сохранить эту веру,
евреям нужно было  как-то объяснить себе Господню суровость; наилучшим таким
объяснением  как раз и была собственная "вина" и "греховность": они-де  сами
не заслужили лучшей участи, потому что не соблюдали Его законов. Потребность
успокоить  это  чувство   вины  -  потребность,  идущая   изнутри  и  потому
ненасытимая - толкала евреев к тому, чтобы  взваливать на  себя все  более и
более  жесткие,  требовательные  и одновременно все более детализированные и
мелочные  религиозные  предписания.  Тем самым они  незаметно  переходили  к
моральному   аскетизму,   навязывая  себе   постоянно  растущее   подавление
инстинктов. Конечным результатом этого процесса было  то, что евреи достигли
- по крайней мере, в догме и ее предписаниях  - таких этических высот, какие
были  недостижимы  для других  народов  античности.  Многие  евреи и  поныне
считают эти этические  устремления  второй главной  особенностью и вторым  -
после монотеизма - главным  достижением своей религии. Наш анализ имел целью
показать,  как   эта   особенность   связана   с   первой   -  с  концепцией
одного-единственного бога. Вся еврейская  этика, наложившая такой  отпечаток
на еврейский национальный  характер,  выросла  из чувства  вины,  вызванного
подавленной враждебностью  к  Единому богу  -  этому суррогату  первобытного
Отца.
     Дальнейшее   развитие  монотеистической  религии   выходит   за   рамки
собственно  еврейской  истории.  Грандиозная  драма,  некогда  разыгравшаяся
Hosted by uCoz