нюансами, есть в то же время и знаковая система, демонстрирующая другому
человеку, как к нему относятся и как он должен себя вести.
Изменить отношения это прежде всего изменить либо свою концепцию,
либо действия другого человека как объекта, сделать их, так или иначе
адекватными друг другу. Чаще всего и, надо сказать, гораздо выгоднее для себя,
изменить свою собственную концепцию, сделать ее адекватной движению
объективной реальности, т. е. движению объекта и тем привести в соответствие со
своими собственными интересами, а значит, наилучшим образом решить свои
задачи.
Поэтому потеря даже частной концепции, которая может быть началом
цепочки потерь следующих по общности концепций, в том числе и общей
основной концепции жизнедеятельности, всегда приводит в неустойчивое
состояние, выводит из равновесия
19
. Наверное, именно поэтому люди так не любят
критики, даже самой незначительной в свой адрес. В данном случае критика это
отрицание концепции человека и требование найти новую концепцию или принять
какую-то другую, что не всегда бывает просто. Вот почему человек всегда стре-
мится отстоять свою позицию, доказать правильность своей концепции, чтобы
сделать ее основой для своих поступков. Именно поэтому Д.
Карнеги писал, что
если вы хотите высказать человеку свое несогласие, покритиковать его, сначала
похвалите его, например, скажите, что, возможно, это вы не правы, не все поняли и
пр. Этим самым вы вселяете уверенность человека в своих силах, в его
способности найти правильное решение и т. д.
Нет плохих людей, есть плохие отношения. Так же как нет хороших людей,
а есть только хорошие отношения. Один и тот же человек для разных людей может
быть и хорошим, и плохим, или разные люди могут иметь с
ним хорошие или
плохие отношения. Почему это происходит, мы постарались показать в данном
параграфе.
АТОМАРНЫЙ СТАТУС СУБЪЕКТНО-
ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Перед любой наукой и наукой в целом всегда стояла задача определения
того кирпичика, атома, модуса, клеточки, которые являлись бы условным началом
всего мироздания или какой-то конкретной науки. Для экономики такой клеточкой
выступал товар, для демографии условной единицей выступал человек, для
историка исторический факт и т. д. Для социологии такой клеточкой в разное
время выступали общество, социальный акт, «социальный человек», социальный
институт и пр., а с некоторых пор было выдвинуто новое понятие «социальная
общность». Однако и указанные, и другие определения при конкретной
интерпретации столкнулись с проблемой неопределенности выдвигаемых понятий,
например, общность как атомарных единиц. Если с понятием «группа» как малой
19
Особенно это заметно в переломные моменты развития общества, например, а эпоху
революций, общественных потрясений, когда меняются коренные концепции общества, по которым
раньше жили люди. Резкая смена концепции нередко приводит к деградации личности и ее гибели.
История дает немало примеров самоубийств именно на этой почве.
|