ной группы работников, на данном предприятии и т. д. В других условиях
удовлетворенность работой могла бы определяться каким-либо другим фактором.
Глава V. ЧТО ЖЕ МОЖЕТ СОЦИОЛОГИЯ?
Этот вопрос задают социологам, наверно, с самого первого дня их
существования, и чаще всего получали не очень вразумительный ответ. Но и
сегодня, несмотря на бурное развитие социологии и особенно прикладной, ни сами
социологи, во всяком случае многие из них, ни тем более заказчики, не
представляют себе в полной мере, возьму на себя смелость утверждать, что же от
социологии можно получить кроме груды любопытных цифр. И это не случайно,
поскольку довольно длительное время социология занималась простым описанием
событий, каких-либо процессов, получившее название социальная статистика.
В принципе это вполне нормальное явление. Каждая наука проходит этот
период и на определенном этапе своего развития представляет собой конгломерат
эмпирических данных и множества теоретических построений в форме гипотез. Но
в конечном итоге, на этом основании вырастает прекрасное здание новой науки. Не
исключение здесь и социология. За годы своего развития отечественная социология
накопила не только эмпирический материал, но и смогла разработать целый ряд
специальных проектов, которые позволяли решать и чисто практические задачи. О
некоторых из них я уже говорил в предыдущих главах, о других будет рассказано в
данном разделе.
Социология как метод получения информации
Чтобы управлять, надо знать, а для того, чтобы знать, необходимо иметь
определенную, полную и объективную социальную информацию и каждый раз это
оказывается довольно сложной задачей. Не случайно проблема информации
вышита чуть не на первое место во всей системе социального управления.
Давайте разберемся, каким образом руководитель получает информацию,
какими источниками пользуется. Если внимательно посмотреть, то можно
выделить довольно большое их количество, например, личные наблюдения
руководителя. Он приходит в подразделение, цех, отдел, беседует с рабочими,
инженерами, служащими, смотрит, как они работают и составляет таким образом
представление о коллективе или интересующем его явлении. Другой
немаловажный источник информации участие в работе производственных
совещаний, летучек. пятиминуток, собраний общественных организаций и т. д.
Большую роль играет такой источник информации как общение со своим
непосредственным окружением: заместителями, начальниками подразделений,
руководителями общественных организаций, которые обращаются к нему по
различным производственным и непроизводственным вопросам. Безусловно,
источником информации служат различные комиссии: представляющие
дополнительную или специальную информацию. Можно выделить также такие
каналы информации, как личный прием, заявления и письменные обращения,
заводское радио, многотиражка, стенные газеты, характеристики работников,
официальные и неофициальные документы, докладные записки и пр.
|