Так, например, при отработанной процедуре сбора и обработки
информации, практически любую информацию можно получить в течение суток
или немногим больше. Конечно, бывают сложные исследовательские программы,
которые требуют не только месяцев, но и годы работы, но это особые
информационные и проблемные задачи.
Сравнительно недорог и занимает мало времени этот метод еще и потому,
что, как правило, в опросе участвует небольшое количество респондентов, причем
независимо от общего количества работающих. Так, если на предприятии работает
сто тысяч человек, то можно опросить только тысячу, а иногда и меньше, и
получить всю необходимую информацию. Например, в США начиная с 1948 г.
постоянно проводятся и публикуются многочисленные прогнозы по поводу
выборов президента со средним отклонением от фактических результатов в 1%,
при выборке опрашиваемых 15002000 по всей стране. Никакими другими
методами с такой точностью и довольно быстро, в течение суток, этих данных
нельзя получить.
Теперь представим себе, что такая система сбора, обработки и анафаза
социологической информации на предприятии действует. И руководитель, сидя у
себя в кабинете, нажатием кнопки на дисплее, получает практически любую
социальную информацию. Невозможного и фантастического, как думают
некоторые руководители, услышав о возможности создания такой
информационной системы, в этом нет.
Но теперь представим себе еще более фантастическую
картину, когда в
памяти ЭВМ содержится социальная информация за ряд лет и даже десятилетий.
Это позволяет проанализировать динамику изменения того или иного социального
процесса, и представить в определенной аналитической системе. Этого не может
дать ни один другой метод получения социальной информации.
Мы говорам о социологическом способе получения социальной
информации на предприятии. Но понятно, что этот метод может быть использовав
на любом уровне управления, в том числе в масштабе страны.
Социологический метод получения социальной информации оказался
настолько привлекательным, что социология в первые годы се существования, как
уже говорилось, и выступала в основном в этом качестве. Никакого другого метода
получения социальной информации, притом разнообразной, объективной, тогда
просто не было. Статистика не давала социальную информацию или давала, но в
самом ограниченном количестве. Длившееся десятилетиями специальное ис-
кажение социальной действительности, постоянное ограничение источников
получения информации, привели в конце-концов к тому, что не только
руководители предприятия, отрясли, но даже рядовые члены общества стали
испытывать огромный голод по объективной, полной и точной информации,
которая была необходима для существования. В течение долгого времени мы
уподоблялись человеку, который бредет по дороге с закрытыми глазами, слушая
рассказы о прекрасном пути, без рытвин и ухабов, обсаженном розами а ведущим в
светлое будущее. А ноги чувствуют и кочки, и выбоины, и ухабы, да и вообще без-
дорожье. Надо было открыть глаза и увидеть то, что есть. Социология, как
объективный метод получения социальной информации, помогла увидеть
действительность. Именно поэтому и, конечно, по многим другим причинам,
|