опыту, и вместе с тем она не должна, не может растворяться в космосе и
обществе. Персонализм противоположен космическому и социальному
пантеизму. Но вместе с тем человеческая личность имеет космическую основу
и содержание. Личность не может быть частью в отношении к какому-либо
целому, космическому или социальному, она обладает самоценностью, она не
может быть обращена в средство. Это - этическая аксиома. Кант выразил тут
вечную истину, но выразил ее чисто формально. С натуралистической точки
зрения личность представляется очень малой, бесконечно малой частью
природы, с социологической точки зрения она представляется очень малой
частью общества
110[110][4]
. С точки зрения философии существования и
философии духа личность нельзя понимать как частное и индивидуальное в
противоположность общему и универсальному. Это противоположение,
характерное для природной и социальной жизни, в личности снимается.
Сверхличное конструирует личность, "общее" обосновывает в ней "частное", и
никогда сверхличное и "общее" не делает личность и "частное" своим
средством. В этом тайна существования личности, сопряжения в ней
противоположностей. Неверен тот органический универсализм, для которого
личность есть часть мира. При таком взгляде на самую личность
устанавливается совсем не органический взгляд. Все органические теории
общества - антиперсоналистичны и превращают личность в орган целого.
Отношение между частью и целым нужно понимать не натуралистически, а
аксиологически. Личность всегда, есть целое, а не часть, и это целое дано
внутри существования, а не во внешнем природном мире. Личность не есть
объект и не принадлежит объективированному миру, в котором ее нельзя
найти. Можно сказать, что личность вне-мирна. Встреча с личностью для меня
есть встреча с "ты", а не с объектом. Личность не есть объект, не есть вещь, не
есть натуральная субстанция, личность не есть и объективация психической
жизни, изучаемой психологической наукой. И когда в мире победит образ
личности, объективации больше не будет, объектность исчезнет. Личность есть
образ, имеет образ, образ же целостен и не может быть частью. Личность есть
реализация в природном индивидууме его идеи. Божьего замысла о нем.
Личность предполагает творчество и борьбу за себя. Личность есть дух и
потому противоположна вещи и вещности, противоположна явлениям природы.
В личности открывается не мир вещей, а мир конкретных живых людей, живых
существ и их экзистенциальных отношений и общений. Личность предполагает
прерывность, не терпит монизма. Личность совсем не имеет обязательной связи
с психофизической организацией и с сознанием, она вкоренена в ином порядке.
Личность имеет единую биографию, она имеет "историю". Существование
всегда исторично. Противоположение личности и вещи есть основа
персоналистической философии В. Штерна, которая, впрочем, не может быть
названа экзистенциальной философией и носит рационалистический характер.
В. Штерн предлагает заменить старую проблему "дух и материя" проблемой
"личность и вещь" (Person und Sache
111[111][5]
). Личность он определяет как такое
существующее, которое, несмотря на множество частей, образует своеобразное
и ценное единство и, несмотря на множество частных функций, образует
единую, целестремительную самостоятельность. Вещь же он определяет как
110[110][4]
Об отношении между индивидуумом и группой в первобытном мире см. превосходную
книгу Леви-Брюля "L'ame primitive"**.
111[111][5]
Сжатое резюмированное изложение дано в "Grundgedanken der personalistischen
Philosophie". Большой труд Штерна называется "Person und Sache. System der philosophischen
Weltanschauung"*.
|