сказал "личность", ибо "индивидуум" и "вид" коррелятивны и относятся к
одному плану. Для определения сущности личности очень важно, что она не
есть часть, а целое и не может стать частью. Личность никогда не есть часть в
отношении к чему-то "общему". Личность может представляться частью
общества или чего-либо общего в объективации, когда ее существование
выброшено вовне. Но во внутреннем своем существовании личность не есть
часть рода, не есть часть природы, не есть часть общества. Личность есть дух и
принадлежит духовному миру, в котором нет такого соотношения части и
целого, индивидуального и общего. Одиночество личности как раз и связано с
ущемленностью ее в природном и социальном мире, с превращением ее в
объект. Личность призвана к творчеству в жизни социальной и космической.
Духовно личность не одинока и предполагает другого и других, предполагает
"ты" и "мы", но никогда не превращается в часть и средство. Одиночество
возникает для "я", когда возникает объект. Одиночество только и может быть в
мире объектности. К существованию личности до такой степени неприменима
категория числа, что один человек-личность может быть больше, чем два
человека, чем множество людей, чем общество и коллектив. Десять человек
совсем не вдвое больше, чем пять человек, сто человек вовсе не в десять раз
больше, чем десять человек. Категория личности есть главная категория нашего
познания существования. Универсализм и партикуляризм одинаково ложные
направления и одинаково порождены рационалистической ограниченностью
мышления, подчиненного объективации. Только в царстве объектов
представляется выбор между универсальным и партикулярным. Личность не
есть частное и частичное. Это следует уж из того, что личность никогда не есть
часть чего-то. Частичное не заключает в себе универсального, и ложь
партикуляризма в том, что он выдает частичное за универсальное. Это один из
главных соблазнов. Личность тем и отличается от всего частного и частичного,
что она может заключать в себе универсальное содержание. Личность есть
единство во множестве, охватывающее универсум. Поэтому существование
личности есть парадокс для объективированного мира. Личность есть живое
противоречие - противоречие между личным и социальным, между формой и
содержанием, между конечным и бесконечным, между свободой и судьбой.
Поэтому личность не может быть закончена, она не дана, как объект, она
творится, создает себя, она динамична. Личность есть прежде всего
антиномическое сочетание конечного и бесконечного. Личность потерялась бы,
если бы в ней исчезли границы и сдерживающие формы, если бы она
расплылась в космической бесконечности. Но личность не была бы образом и
подобием Божьим, если бы она не вмещала в себя бесконечного содержания.
Ничто частичное не могло бы вместить в себя этого бесконечного содержания,
личность может это потому, что она не есть часть. В этом вся тайна личности.
Единичная человеческая личность - точка пересечения многих миров, и она не
может быть помещена ни в одну мировую систему целиком, она может
принадлежать ей лишь частично. Личность принадлежит лишь частично
системе социальной, государственной, внешне конфессиональной, лишь
частично принадлежит и нашей космической системе. Существование личности
- многопланное. И та однопланность, которой требует всякий монизм, есть
тирания и разрушение личности. Личность, как целое в себе, не принадлежит
никакой единой системе и плану, но она всегда предполагает другое, к
которому она выходит из себя. Последовательный номинализм не может
обосновать учения о личности, потому что нигде не может остановить
дробления, для него неуловима личность как целое, она дробится на части и
миги.
|