15
должны где-то покончить с оправданием, и тогда в остатке оказывается предложение: мы
вычисляем это вот так.
213. Наши эмпирические предложения не образуют некоей гомогенной массы.
214. Что мешает мне предположить, что этот стол исчезает или
изменяет свою форму и цвет,
когда на него никто не смотрит, и возвращается в свое старое состояние, стоит только кому-
нибудь снова взглянуть на него?
Напрашивается ответ: Да кто же станет предполагать
такое!.
215. Здесь мы видим, что представление о соответствии действительности не имеет какого-то
ясного применения.
216. Предложение Это написано.
217. Предположи кто-либо, будто все наши вычисления ненадежны и ни на одно из них нам
нельзя положиться (на том основании, что повсюду возможна ошибка),
мы, пожалуй,
объявили бы его сумасшедшим. Но можно ли сказать, что он ошибается? Вдруг он просто иначе
реагирует: мы полагаемся на вычисления, он нет; мы уверены, а он нет.
218. Могу ли я хотя бы на миг поверить, что когда-то побывал в стратосфере? Нет. Так знаю ли я
противоположное как МУР?
219. Для меня как для разумного человека в этом не может быть никаких сомнений. В том-то
и дело.
220. Разумный человек не испытывает определенного рода сомнений.
221. Можно ли сомневаться в том, в чем хочешь усомниться?
222. Для меня невозможно сомневаться в том, что я никогда не бывал в стратосфере. Потому я и
знаю об этом? И потому это истинно?
223. Разве я не мог бы быть сумасшедшим и не сомневаться в том, в чем безусловно должен
сомневаться?
224. Я знаю, что этого никогда не бывало, ибо, случись такое, я не смог бы этого забыть.
Но, предположим, это случилось, так что ты все-таки об этом забыл. Ну откуда ты знаешь, что
ты ни в коем случае не мог бы забыть? Разве просто из прежнего опыта?
225. То, чего я твердо придерживаюсь, является не одним-единственным предложением, но
гнездом предложений.
226. Могу ли я вообще удостоить сколько нибудь серьезного размышления предположение, что я
когда-то побывал на Луне?
227. Разве такое можно забыть?!
228. При таких обстоятельствах люди не говорят: Может быть, мы все это забыли и тому
подобное, но предполагают....
229. Наша речь обретает смысл через остальные поступки.
230. Спрашивается: что мы делаем с высказыванием Я знаю...?
Ведь дело не в процессах или
состояниях духа.
И так следует решать, является ли нечто знанием или нет.
231. Если бы кто-то усомнился в том, что Земля существовала 100 лет назад, я бы не понял его,
поскольку не знал бы, что он еще признает свидетельством, а что нет.
232. Можно усомниться в каждом из этих фактов в отдельности, подвергнуть же сомнению их
все мы не можем. Не правильнее ли было бы сказать: Мы не сомневаемся во всех фактах?
То, что мы не сомневаемся во всех фактах, есть просто свойственный нам способ суждения, а
также действия.
233. Если бы ребенок меня спросил, существовала ли уже Земля до моего рождения, то я ответил
бы ему, что она существовала не только до моего рождения, но и долго-долго до того. И при
этом у меня было бы чувство, что я говорю что-то забавное. Как и в том случае, когда ребенок,
скажем, спросил бы, выше ли эта гора того высокого дома, какой он видел. Я мог бы ответить на
сей вопрос лишь тому, кому сначала сообщил бы некую картину мира. Если же я отвечаю на
данный вопрос с уверенностью, то что придает мне эту уверенность?
234. Я верю, что у меня есть предки и что они есть у каждого человека. Я верю, что существуют
|