16
разные города, и вообще верю основным данным географии и истории. Я верю, что Земля есть
тело, по поверхности которого мы передвигаемся, и что она едва ли вдруг исчезнет, как и любое
другое твердое тело: этот стол, этот дом, это дерево и т. д. Попробуй я усомниться в том, что
Земля существовала задолго до моего рождения, мне пришлось бы усомниться во всем, что для
меня несомненно.
235. А то, что для меня нечто несомненно, основывается не на моей глупости или легковерии.
236. Заяви кто-нибудь: Земли не было задолго до... что бы он поставил под сомнение? Знаю
ли я? Должно ли это посягать на так называемую научную веру? Разве это не могло бы быть
вызовом чему-то мистическому? Должно ли это прийти в безусловное противоречие с
историческими фактами? Или даже географическими?
237. Говоря: Час назад этот стол еще не существовал, - я, скорее всего, имею в виду, что он был
изготовлен позднее.
Говоря: Эта гора тогда еще не существовала,
я, вероятно,
подразумеваю, что она образовалась позже, возможно, в результате вулканического извержения.
Заяви же я: Эта гора не существовала еще полчаса назад,
это было бы весьма странное
высказывание. Оставалось бы неясным, что имеется в виду
подразумевается ли под этим,
скажем, что-то ложное, но научное. Может быть, предполагается, что высказывание о еще не
существовавшей тогда горе вполне понятно, если постоянно представлять себе его контекст. А
вообрази, что кто-то сказал: Еще минуту назад эта гора не существовала, но вместо нее была
точно такая же. Только привычное окружение позволяет выяснить, что же имелось в виду.
238. Стало быть, того, кто сказал, что Земля не существовала до его рождения, я мог бы
порасспрашивать, чтобы уяснить, с каким из моих убеждений он находится в противоречии. И
тут могло бы статься, что он противоречит основным моим воззрениям. И если бы это было так,
то тем бы мне и пришлось довольствоваться. Заяви он, что однажды побывал на Луне,
ситуация была бы аналогичной.
239. Так, я верю, что у каждого человека есть чета родителей-людей; католики же верят, что у
Иисуса только мать относилась к роду людей. А другие могли бы верить, что есть человеческие
существа, и вовсе не имеющие родителей, и не питать никакого доверия к любому
противоположному свидетельству. Католики верят и в то, что облатка при определенных
обстоятельствах полностью изменяет свою сущность, тогда как все свидетельствует о
противоположном. И значит, если бы МУР сказал: Я знаю, что это вино, а не кровь, католики
стали бы ему возражать.
240. На чем основывается вера в то, что у всех людей есть родители? На опыте. А как можно
обосновывать эту непоколебимую веру своим опытом? Ну, я основываю ее не только на том, что
я знал родителей некоторых людей, но и на всем том, что я узнал о половой жизни людей, их
анатомии и физиологии; а также на том, что я слышал и видел в животном мире. Но разве все это
действительно является доказательством?
241. Разве это не является некоей гипотезой, которая, как я верю, вновь и вновь полностью
подтверждается?
242. Разве нам не следовало бы говорить на каждом шагу: Я определенно верю в это?
243. Я знаю... говорят тогда, когда готовы привести неоспоримые основания. Я знаю
отсылает к возможности удостоверить истину. Прояснить, знает ли кто-то нечто, можно лишь
при условии, что он в этом убежден.
Однако если то, в чем он уверен, таково, что основания, которые он способен привести, не
надежнее его утверждений, то он не может сказать, что знает то, во что верит.
244. Заяви кто-то: У меня есть тело, его можно было бы спросить: Кто тут говорит этими
устами?
245. Кому человек говорит, что он нечто знает? Самому себе или кому-нибудь другому. Если
самому себе, то как отличить это от констатации: он уверен, что дело обстоит именно так? Когда
я что-то знаю, в этом не присутствует никакой субъективной уверенности. Субъективна
уверенность, а не знание. Так что если я говорю себе: Я знаю, что у меня две руки
и это
должно выражать не только мою субъективную уверенность, то я должен уметь убедиться в том,
что я прав. Но сделать это я не могу: ведь то, что у меня две руки, столь же несомненно до того,
|