27
имел бы смысл только при совершенно особых обстоятельствах.
414. Но с другой стороны: откуда я знаю, что это моя рука? Да и знаю ли я даже в этом случае
точно, что значит сказать: это моя рука? Говоря: Откуда я это знаю? я не имею в виду, что у
меня есть на этот счет хотя бы малейшие сомнения. Здесь основа всего моего действия. Но мне
кажется, что выражать ее словами Я знаю... неверно.
415. Не является ли совершенно ошибочным употребление слова знание как самого
почитаемого философского слова? Почему же такой интерес вызывает именно слово знать, а
не выражение быть уверенным? Может быть, в силу того, что оно слишком субъективно. Но
разве слово знать не столь же субъективно? Не вводит ли нас в заблуждение просто такая его
грамматическая особенность: из я знаю, что р следует р? Я считаю, что знаю это должно
бы выражать ничуть не меньшую степень уверенности.
Да, но выразить-то хотят не
субъективную уверенность, пусть даже наибольшую, а то, что определенные предложения, по-
видимому, лежат в основе всех вопросов и всякого мышления.
416. Ну, а является ли примером этого высказывание о том, что я жил в этой комнате много
недель, что моя память меня не подводит? Certain beyond all reasonable doubt
7
.
21.3
417. Я знаю, что в течение последнего месяца я каждый день принимал ванну. Что я
вспоминаю? Каждый день и ванну каждое утро? Нет. Я знаю, что каждый день принимал ванну,
а не вывожу это из каких-то других непосредственных данных. Подобно этому я говорю: Я
почувствовал боль в руке - без того, чтобы осознание места боли пришло ко мне как-то иначе
(скажем, с помощью изображения).
418. Не есть ли мое понимание лишь слепота к моему собственному недопониманию? Мне часто
так кажется.
419. Если я говорю "Я никогда не был в Малой Азии, то откуда ко мне приходит это знание? Я
этого не вычислял, никто мне этого не говорил; говорит мне это моя память. Так что же, я не
могу в этом заблуждаться? Есть ли это истина, которую я знаю?
Я не в состоянии отделаться от этого суждения так, чтобы оно не увлекало за собой и все
другие суждения.
420. Даже такое высказывание, как: я теперь живу в Англии, тоже имеет эти две стороны: это
не ошибка но, между тем, что я знаю об Англии? Разве я не могу полностью заблуждаться в
своих суждениях?
Разве не могло бы случиться так, что ко мне придут люди и в один голос заявят обратное, да к
тому же предъявят доказательство этого; так что я неожиданно окажусь единственным
сумасшедшим среди сплошь нормальных или же единственным нормальным среди
сумасшедших? Разве я не мог бы тогда усомниться в том, что сейчас мне кажется совершенно не
подлежащим сомнению?
421. Я в Англии. Все вокруг говорит мне об этом; куда и к чему ни обращалась бы моя мысль,
я везде нахожу подтверждение этому. Но если бы вдруг произошли события, которые сейчас
мне и не снятся, разве не могло бы выясниться, что я заблуждался?
422. Стало быть, я пытаюсь сказать что-то такое, что звучит в духе прагматизма. Тут я
сталкиваюсь с определенным типом мировоззрения.
423. Почему бы мне не сказать вместе с МУРОМ,
не мудрствуя: Я знаю, что я в Англии?
Говорить это имеет смысл при определенных обстоятельствах, которые я могу себе
представить. Если же я высказываю такое предложение не в этих обстоятельствах, в качестве
примера того, что такого рода истины я знаю с полной достоверностью, то оно тотчас же
вызывает подозрение.
Но правомерно ли оно??
424. Я говорю "Я знаю р" либо для заверения [других], что я тоже знаю истину р, либо же просто
для усиления
р. Говорят также: Я не верю в это, я это знаю". И это можно было бы также
выразить (например) следующим образом: Это
дерево. И это не просто предположение. А
как быть вот с чем: Если бы я сообщил кому-то, что это дерево, то это не было бы простым
|