28
предположением? Разве не это хотел сказать МУР?
425. Это не было бы предположением, и я мог бы сообщить это другим с абсолютной
уверенностью как то, в чем нет никакого сомнения. Но значит ли это, что перед нами
безусловная истина? Не может ли то, в чем я с полной определенностью узнаю дерево, что я
видел здесь всю свою жизнь, оказаться чем-нибудь другим? Не способно ли это сбить меня с
толку? И все-таки при определенных обстоятельствах, которые придают этому предложению
смысл, правильно сказать: Я знаю (а не только предполагаю), что это
дерево. Сказать: по
правде говоря, я лишь полагаю это
было бы неверно. Совершенно дезориентирующим было
бы такое высказывание: я полагаю, что меня зовут Л. В. А вот что опять-таки верно: я не могу в
этом ошибиться. Но это не значит, что я здесь непогрешим.
21.3.51
426. Но как показать кому-то, что мы знаем истины не только о чувственно данном, но и о
вещах? Ведь чьих-то уверений в том, что он знает эти истины, может быть недостаточно. Из чего
же тогда надо исходить, чтобы это показать?
22.3
427. Человек должен показать, что, даже если он никогда не употребляет слов Я знаю..., его
поведение обнаруживает то, что нас интересует.
428. А как быть, если нормально ведущий себя человек уверяет нас: он только верит, что его
зовут так-то, он верит, что узнает своих постоянных соседей, верит, что у него есть руки и ноги,
даже когда он не смотрит на них непосредственно и т. д.? Можем ли мы, исходя из его поведения
(и речи), показать, что это не так?
23.3.51
429. На каком основании, не видя сейчас своих пальцев, я предполагаю, что у меня по пять
пальцев на каждой ноге? Правильно ли утверждать, что основанием является то, что этому меня
постоянно учил прежний опыт? Уверен ли я в прошлом опыте в большей мере, чем в том, что
имею десять пальцев? Прежний опыт вполне может быть причиной моей нынешней уверенности;
но является ли он ее основанием? 430. Я встречаю марсианина, и он спрашивает меня: Сколько
пальцев у человека? Я говорю: Десять. Я их тебе покажу и снимаю ботинки. Если бы он
удивился, что я знаю об этом с такой уверенностью, хотя и не вижу своих пальцев, то должен
ли я сказать ему: Мы, люди, знаем, сколько у нас пальцев, безотносительно к тому, видим мы их
или нет?
26.3.51
431. Я знаю, что эта комната расположена на втором этаже, что за дверью короткий проход
ведет на лестницу и т. д.. Можно представить себе случаи, когда я сделал бы такое
высказывание, однако они довольно редки. Но с другой стороны, я изо дня в день обнаруживаю
это знание своими поступками, а также тем, что я говорю.
Ну, а какой вывод из этих моих действий и слов извлекает другой человек? Не только ли тот, что
я уверен в своей правоте? Из того, что я прожил здесь много недель и ежедневно пробегал по
лестнице вверх и вниз, он сделает вывод, что я знаю, где расположена моя комната. Уверение
Я знаю... я стану использовать в том случае, если он еще не знает, из чего он должен
безусловно заключить о моем знании.
432. Высказывание Я знаю... может иметь значение только в связи с другим свидетельством
знания.
433. Итак, если я говорю кому-то: Я знаю, что это
дерево
то понимать меня надо так:
Это
дерево; ты можешь абсолютно на это положиться; здесь нет никакого сомнения. А
философ мог бы использовать это лишь для того, чтобы показать, что эта форма речи реально
применяется. Если же ее требуется употребить не просто как грамматическое замечание, то
следует указать и обстоятельства, в которых это выражение работает.
434. Ну, а учит ли нас опыт тому, что люди при таких-то обстоятельствах знают то-то? Опыт,
разумеется, показывает, что обычно человек через сколько-то дней ориентируется в доме, где
живет. Или даже: опыт учит нас тому, что суждению человека, который прошел такое-то
|