29
обучение, следует доверять. Он должен, как показывает опыт, обучаться такое-то время, чтобы
быть в состоянии делать правильный прогноз. Но
27.3
435. Человек часто бывает околдован словом. Например, словом знать.
436. Неужели [сам] Бог опутан нашим знанием? Неужели некоторые наши высказывания не
могут быть ложными? Ведь именно это мы готовы утверждать.
437. Я склонен заявлять: Это не может быть ложным. Это интересно; но что отсюда следует?
438. Было бы недостаточно уверять кого-то: я знаю, что происходит там-то,
не приводя
оснований, убеждающих (другого) в том, что я в состоянии это знать.
439. И высказывание Я знаю, что за этой дверью коридор и лестница на первый этаж звучит
так убедительно лишь постольку, поскольку каждый предполагает, что я знаю это.
440. Здесь есть нечто, относящееся ко всем: что-то не сугубо личное.
441. В зале суда никого не убедило бы простое заверение свидетеля: Я знаю... Должно быть
показано, что свидетель был в состоянии знать.
Не заслуживало бы доверия и чье-то заверение Я знаю, что это рука при взгляде человека на
свою руку не знай мы, при каких обстоятельствах это высказывается. Если же мы их знаем,
это кажется порукой того, что делающий заявление человек в этом отношении нормален.
442. Разве не может быть, что я только вообразил, будто знаю нечто?
443. Представь себе, что в языке нет слова, соответствующего нашему знать. Люди просто
высказывают утверждение. (Это дерево и т. д.) Естественно, они порой и ошибаются. И
поэтому добавляют к предложению некий знак, указывающий, насколько вероятной считается
ошибка,
или мне следовало бы сказать: насколько вероятна эта ошибка в данном случае?
Последнее удается делать, оговаривая особые обстоятельства. Например, А обратился к В со
словами: ...я стоял совсем рядом с ним, а слышу я хорошо", или же: Вчера А был там-то. Я его
видел издали. Зрение у меня не очень хорошее, или: Там дерево. Я отчетливо вижу его и сто
раз видел до этого.
444. Поезд уходит в два часа. На всякий случай проверь еще раз или: Поезд уходит в два часа.
Я только что посмотрел новое расписание. Имеет смысл также добавить: В таких вещах на
меня можно положиться. Полезность такого пояснения очевидна.
445. Но если я говорю: У меня две руки, на что я могу сослаться, чтобы засвидетельствовать
достоверность этого? Самое большее указать на обычность обстоятельств.
446. Почему же я так уверен, что это моя рука? Разве на такого рода уверенности не
основывается вся языковая игра? Или: разве такая уверенность не предполагается (заведомо) в
языковой игре? Тот, кто в нее не играет или играет неверно, именно в силу этого не узнает
предметы с уверенностью.
28.3
447. Сравни с этим 12 х 12=144. В этом случае мы тоже не говорим возможно. Коль скоро
данное предложение предполагает, что наш счет и вычисление безошибочны, что наши чувства
при вычислении не обманывают нас,
оба предложения, арифметическое и физическое,
находятся на одной и той же ступени. Готов утверждать: физическая игра так же достоверна, как
и арифметическая. Но это может быть неверно понято. Мое замечание логическое, а не
психологическое.
448. Хочу заявить: коли не вызывает удивления то, что абсолютно бесспорны арифметические
предложения (например, таблица умножения), то почему надо изумляться тому, что таково же и
предложение Это моя рука?
449. Нечто должно быть преподано нам как основа.
450. Я хочу сказать: наше обучение имеет форму Это фиалка, Это стол. Правда, ребенок мог
бы впервые услышать слово фиалка и в предложении Это, возможно, фиалка; но тогда он
мог бы спросить: Что такое фиалка? В ответ на это, конечно, можно было бы показать ему
картинку. Ну, а что, если бы Это... говорили лишь при показе картинки, а в других случаях
всегда говорили бы только Это, может быть,...? Что бы из этого практически следовало?
Всеохватывающее сомнение не было бы сомнением.
|