36
именно это я бы хотел противопоставить первому предложению. Но: Ребенок приобщается к
естественно-историческим знаниям. Это предполагает, что он в состоянии спросить, как
называется то или иное растение.
535. Ребенок знает, как что-то называется, если способен правильно ответить на вопрос Как это
называется?.
536. Ребенок, который еще только учится говорить, естественно, еще совсем не владеет понятием
называния.
537. Разве о том, кто не владеет этим понятием, можно сказать, что он знает, как называется то-
то?
538. Я бы сказал, так ребенок учится реагировать; пока же он так реагирует, он еще ничего не
знает. Знание начинается лишь на более поздней ступени.
539. Разве с познанием дело обстоит так же, как с накапливанием?
540. Собаку можно приучить по команде N бежать к N, на команду М бежать к М, но разве
она тем самым знала бы, как зовут людей?
541. Он знает только, как зовут этого человека, но еще не знает, как зовут того. Этого, строго
говоря, нельзя сказать о том, кто не имеет никакого понятия, что у людей есть имена.
542. Я не могу описать этот цветок, если не знаю, что данный цвет называется красным", как
сможет сказать в какой-либо форме: Я знаю, как зовут этого человека, но пока еще не знаю, как
зовут того.
544. Конечно же, указывая на цвет свежей крови, я могу правдиво сказать: Я знаю, как этот цвет
называется по-немецки.
17.4
545. Ребенок знает, какой цвет обозначается словом синий. И то, что он при этом знает, совсем
не так просто.
546. Я бы сказал: Я знаю, как называется этот цвет, если бы речь шла, например, об оттенке
цвета, название которого не каждый знает.
547. Ребенку, который только что начал говорить и может использовать слова красный и
синий, еще нельзя сказать: Не правда ли, ты знаешь, как называется этот цвет.
548. Прежде чем спрашивать о названии того или иного цвета, ребенок должен научиться
употреблять слова, обозначающие цвета.
549. Было бы неверно утверждать, будто фразу Я знаю, что там стоит стул можно сказать лишь
тогда, когда он там стоит. Конечно, лишь тогда это истинно, но я имею право это сказать, когда
уверен, что он где-то там, пусть я даже не прав. [Притязания
это долговое обязательство,
которым обременена сила мысли философа. Л. В.]
18.4
550. Веря во что-то, человек вовсе не обязательно способен ответить на вопрос, почему он в это
верит; если же он что-то знает, то всегда должен суметь ответить на вопрос, откуда он это знает.
551. Причем, отвечая на этот вопрос, нужно следовать общепризнанным основоположениям.
Такое можно узнать вот так.
552. Знаю ли я, что в данное время сижу на стуле? Неужели же я этого не знаю?! В данных
обстоятельствах никому не придет в голову сказать, что я это знаю, но не скажут, например, и
того, что я в сознании. Обычно этого не говорят и о прохожих на улице. Что ж, разве это не так,
хотя этого и не говорят?
553. Странно ваг что: если я говорю без особого повода Я знаю, скажем "Я знаю,что сейчас
сижу на стуле", то такое утверждение кажется мне неоправданным и самонадеянным. Если же
я утверждаю это в ситуации, где в этом есть потребность, то оно представляется мне вполне
оправданным и будничным, хотя моя уверенность в его истинности ни на йоту не возросла. 554.
В своей языковой игре оно не претенциозно. Там оно не возвышается над самой этой
человеческой языковой игрой. Ибо там оно имеет ограниченное применение.
Но как только я произношу это предложение вне его контекста, оно предстает в каком-то ложном
свете. Так, словно бы я хочу заверить, что есть то, что я знаю. О чем мне не смог бы поведать и
|