41
615. Ну, а значит ли это: Я способен выносить суждения только потому, что вещи (как бы
проявляя послушание) ведут себя так-то?
616. Но разве немыслимо, чтобы я удержался в седле, даже если бы факты были очень упрямы?
617. Определенные события поставили бы меня в такое положение, в котором я больше не мог
бы продолжать старую игру, утратил бы уверенность игры.
Да и разве не очевидно, что возможность некоторой языковой игры обусловлена определенными
фактами?
618. Тогда, казалось бы, языковая игра должна показывать" факты, которые делают ее
возможной. (Однако это не так.) А нельзя ли сказать, что лишь определенная закономерность
событий делает возможной индукцию? Возможной, конечно, должно было бы означать
логически возможной.
619. Вправе ли я заявить: даже если бы закономерность природных явлений внезапно
нарушалась, это не обязательно выбивало бы меня из седла? Я по-прежнему мог бы делать
выводы, но называлось ли бы это теперь индукцией другой вопрос. 620. При определенных
обстоятельствах говорят: Ты можешь на это положиться; и в повседневной речи это заверение
может быть оправданным или неоправданным, а оправданным оно может считаться и в том
случае, когда то, что предсказывается, не подтверждается. Существует языковая игра, в которой
используется это заверение.
24.4
621. Если бы речь шла об анатомии, я бы сказал: Я знаю, что от головного мозга отходит 12 пар
нервов. Я никогда не видел этих нервов, да и специалист наблюдал лишь немногие их
экземпляры. Слово знаю здесь правильно употребляется именно так.
622. Но все же правомерно употреблять слова Я знаю и в тех контекстах, о коих упоминает
МУР
,
по крайней мере при определенных обстоятельствах. (Правда, я не знаю, что означает Я
знаю, что я человек. Но и этому можно придать какой-нибудь смысл.) Для каждого такого
предложения я могу представить себе обстоятельства, которые делают его ходом в одной из
наших языковых игр, в результате чего оно лишается всего, что удивительно с философской
точки зрения.
623. Странно, что в таком случае мне всегда хочется сказать (хоть это и неверно): Я знаю это,
насколько такое можно знать. Это неправильно, однако что-то правильное за этим кроется.
624. Можешь ли ты ошибаться в том, что этот цвет по-немецки называется зеленым? Моим
ответом на это может быть только Нет. Если бы я сказал Да, ибо всегда возможен обман
зрения, то это вовсе ничего не значило бы. Но разве придаточное предложение тут является
чем-то неизвестным для другого? А как оно известно мне?
625. Но означает ли это: немыслимо, чтобы слово зеленый образовалось здесь в результате
какой-то оговорки или же минутного замешательства? Разве мы не знаем таких случаев?
Можно также сказать кому-то: Ты случайно не оговорился? Это означает примерно
следующее: Обдумай это еще раз.
Но эти правила предосторожности имеют смысл лишь в
том случае, если им когда-то наступает конец. Сомнение без конца это даже и не сомнение.
626. Ничего не значит и такая фраза: Название этого цвета в немецком, несомненно, зеленый",
разве что я сейчас оговорился или как-то запутался.
627. Не следует ли включить это уточнение во
все языковые игры? (В результате чего
обнаруживается его бессмысленность.)
628. Когда говорят: Для определенных предложений сомнения должны быть исключены, то
представляется, будто я должен включить эти предложения, например что меня зовут Л. В., в
книгу по логике. Ибо если это относится к описанию языковой игры, то принадлежит логике.
Однако то, что меня зовут Л. В., не относится к подобному описанию. Языковая игра, в которой
оперируют с именами собственными, конечно, может существовать, даже если я и заблуждаюсь
относительно своего имени,
но это как раз предполагает, что бессмысленно заявлять, будто
большинство людей ошибаются в своих именах.
629. Но с другой стороны, правильно, если я говорю о себе: Я не могу ошибаться в своем
собственном имени,
и неправильно, если говорю: Может быть, я ошибаюсь. Но это не
|