находит в работе генератора слабые места и подвергает их конструктивной
критике. Другой аниматор открывает возможности развития сильных
сторон. Третий организатор координирует деятельность научного
коллектива и его связи с внешним миром. Четвертый репродуктор
обладает даром донести идеи генератора до общественности, правительства,
студенчества и обеспечить им, таким образом, поддержку, развитие. Пятый
(наиболее многочисленная разновидность научных работников)
разработчик, который доводит научную продукцию до нужных кондиций.
Шестой вспомогательный научный работник, без которого все остальное
просто повисает в воздухе. Седьмой обслуживающий персонал, без
которого «повисание в воздухе» остается, даже если остальные проблемы
решены.
Требуется оптимальная социальная организация этого научного
«симфонического оркестра». Во всем цивилизованном мире эта задача
решается следующим образом. Основу организации науки составляет
автономный университет, независимый от государства. В нем разделяются
научная, учебная и хозяйственная часть, администрация которых подотчетна
иерархии научных советов. То же самое можно сказать о ректоре
университета, деканах факультетов, сообразно профилю изучаемых наук и
преподаваемых дисциплин, а также заведующих кафедрами основными
ячейками университетов. На кафедрах организуется учебная работа и
ведутся фундаментальные исследования. В лабораториях при них ведутся
прикладные исследования и проводится студенческая практика. При
университете, если необходимо, создаются институты или центры, где
ведутся комплексные фундаментально-прикладные исследования. Если
необходимо, создаются также опытные заводы или другие предприятия.
Основная форма привлечения преподавателей и исследователей контракт.
Это может быть контракт только на чтение лекций и руководство семинаром
или только на определенную исследовательскую работу, скажем, с
подготовкой по ее итогам научной монографии, или, в определенной
пропорции на то и другое, по заранее оговоренным условиям.
Никому не приходит в голову отрывать преподавательскую работу от
исследовательской. Ибо ученый без своей школы научный кастрат. А
преподаватель без связи с наукой всего лишь плохой «репродуктор».
Никому не приходит в голову и отрывать фундаментальные исследования от
прикладных, а те, в свою очередь, от опытно-практических разработок на
их основе. Ибо в науке очень затруднителен формальный контроль за
количеством и качеством научной продукции (можно нагромоздить ради
отчета гору ненужного или, как оказывается много позднее, гору вздорного).
Важен только конечный результат в виде готовых знаний, имеющих хотя бы
в перспективе практическое значение. Если же процесс разорвать, то
фундаментальные исследования становятся бесплодной пожизненной
синекурой, прикладные сводятся к сплошному «научному прикрытию»
политики начальства, обычно не имеющей ничего общего с наукой, а
разработки и вовсе погрязают в рутине, оторванной от науки.
В качестве почетного члена Всемирной федерации исследований
будущего и со-президента комитета исследований будущего
Международной социологической ассоциации я имел обширные научные
контакты с коллегами многих стран мира, побывал у многих из них, десятки
из них являются моими добрыми знакомыми, нескольких считаю давними
|