кино». И по-своему гениально организовал кинопроизводство и
кинопотребление целиком в рамках своей системы тотального,
безостановочного «промывания мозгов».
В год выпускалось на экраны не более 612 кинокартин перво-
степенной важности плюс несколько второстепенных, как бы «оттенявших»
первые, из них около половины отечественного производства, остальные
«трофейные» (т.е. взятые силой оружия во время войны) либо импортные
(преимущественно из «братских социалистических стран). Каждый фильм
шел почти одновременно по месяцу и более практически во всех
кинотеатрах страны разом. И так как конкуренции не было, его смотрело все
население страны. Многие по нескольку раз. Некоторые по нескольку
десятков раз. Художественный эффект этих фильмов сложный и
дискуссионный.
Сегодня их можно смотреть только в качестве иллюстрации к лекциям
по истории кинематографа. Но идеологический эффект был, безусловно,
огромным. И сказывается на старших поколениях до сих пор.
В отличие от театральных залов, кинотеатры пустели медленнее. Им
все чаще приходилось делать «инъекции» в виде импортных западных
фильмов. А когда пал «железный занавес» и монополия отечественного
кино оказалось подорванной, оно буквально скончалось в страшных
судорогах на протяжении каких-нибудь двух-трех лет. Его добили два врага:
видеофильмы насилия, эротики и ужасов, которые распространились по
стране лавинообразно через сеть полулегальных и нелегальных малых залов
(фактически притонов), поскольку видеомагнитофоны имеются только у
нескольких процентов семей, плюс высокопрофессиональные и очень
дорогие в постановке американские фильмы, с которыми отечественный
кинематограф не в состоянии конкурировать просто по относительной
убогости своей материальной базы.
Словом, произошло то же, что и во всех развивающихся странах мира
(кроме огражденных «железным занавесом»): гроздья притонов с
видеопорнофильмами плюс огромные пустые залы кинотеатров, в которых
1015 зрителей смотрят американский боевик. В основном, это те, кто не
может позволить себе добраться до видеоплейера у себя дома или у
знакомых или кто стремится избавиться от общества родителей либо от
собственного одиночества. И только популярные киноартисты,
кинорежиссеры, появление время от времени неплохих новых кинокартин
напоминают о том, что кинематограф вполне может возродиться на новой
основе.
Собственно клубов английского типа в России по-настоящему никогда
не было. Последние учреждения культуры, близкие к ним по своему
характеру, исчезли в 1917 году. С тех пор термином «клуб» обозначался
третьеразрядный кинотеатр (преимущественно сельский), в зале которого
можно было не только «крутить фильмы», но иногда и ставить спектакли, а
также проводить собрания. В фойе устраивались танцы. В служебных
комнатах за сценой работали кружки. Клубы более масштабные и
принадлежащие, как правило, какому-нибудь крупному предприятию или
профессиональной организации учителей, медиков, ученых и т.д., носили
более высокий ранг «Дома культуры». Наконец, еще более масштабное и
помпезное здание именовалось «Дворец культуры». Но суть во всех случаях
оставалась одна и та же.
|