особенно на зарубежных спонсоров: государство в сложившейся ситуации
бессильно помочь библиотечному горю.
Пожалуй, в не меньшей степени деградировали парки культуры. Но у
них была своя специфика: они рухнули перед подростковой и молодежной
преступностью. Традиционный городской парк с его клубом-кинотеатром,
танцплощадкой и аттракционами стал средоточием молодежных и
подростковых компаний, которые, как и во всем мире, быстро приобрели
характер квазимафиозных структур. Но вряд ли еще где-нибудь в мире столь
позорно бессильно проявила себя полиция, как и стоявшее за ней
государство. Поэтому пошли по пути наименьшего сопротивления: вывели
клуб и дискотеку за пределы парка, свели аттракционы к минимальному
набору для малышей, срубили кусты прикрытие пьяных компаний,
проложили широкие асфальтовые аллеи и пустили по ним милицейские
патрули. Рост преступности несколько снизился (хотя и не прекратился).
Зато парк, как таковой, исчез. На его месте появился сквер для выгула собак,
младенцев и стариков. И называть его парком культуры можно только в
порядке насмешки.
За примерами недалеко ходить. В сотне метров от моего дома и в
километре от «Белого дома» правительства России был парк культуры
«Красная Пресня» на берегу Москвы-реки. С ним приключилась
вышеописанная история и были проделаны все вышеперечисленные
операции. Теперь это всего лишь сквер, зажатый между двумя
кварталами строящегося «Московского сити», с его отелями, выставками и
небоскребами. Однако в отличие от лондонского сити, Манхэттена в Нью-
Йорке и центра Помпиду в Париже, эти кварталы рассчитаны прежде всего
на иностранных бизнесменов. Поэтому не будет ничего удивительного, если
на воротах сквера между их кварталами появится надпись типа той, что
красовалась на воротах европейских сеттльментов в Шанхае 30-х гг.
(помните: «Собакам и китайцам вход запрещен!»). Только в данном случае
это будут московские туземцы и их собаки.
Думаю, что при наблюдаемых тенденциях аналогичная судьба раньше
или позже в той или иной степени ждет и остальные городские парки
страны.
Из многосложной проблематики, связанной с туристско-спортивными
учреждениями культуры, хотелось бы остановиться только на трагической
судьбе советского массового и профессионального спорта. В общем и целом
она схожа с его судьбой в мировом масштабе, но отличается несравненно
большей степенью гнусности. Начиналось все во второй половине XIX в. со
спортивных площадок аристократии (была, конечно, и многовековая
предыстория), продолжилось в первой половине XX в. бурным расцветом
массового спорта со стотысячными стадионами, а закончилось во второй
половине XX в. столь же бурной деградацией массового спорта, с развитием
на его месте спорта профессионального, ориентированного на совершенно
иные ценности.
Дело в том, что любителю никогда не угнаться за профессионалом,
если счет идет только на «голы, очки, секунды». Но и среди профессионалов
побеждает тот, кто посвящает спорту всю жизнь без остатка и подчиняет
погоне за медалями свое мировоззрение, мораль, характер. Конечно, в
результате получается не спортсмен, а гладиатор с той лишь разницей,
что античному гладиатору вспарывали живот после нескольких недель или
|