дорога для опасного, гибельного. Таким образом, и с данной стороны
необходимы искусственные механизмы, не позволяющие рутинному
мышлению пресечь конструктивное нововведение в зародыше. Для этого
нужно, во-первых, научиться отделять плевелы от зерен, т.е. потенциально
конструктивные нововведения от потенциально разрушительных для
общества. Во-вторых, нужно научиться уберегать нарождающееся
конструктивное от обычно господствующего рутинного. В обоих случаях
«взвешивание» позитивных и негативных последствий также способно
сыграть благотворную роль при одном условии: при четких теоретических
установках, учитывающих сложный диалектический характер «эффекта
футурофобии» в обыденном сознании.
Лекция 2
РЕЛИГИОЗНЫЕ, УТОПИЧЕСКИЕ
И ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ
ТЕОРИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Формирование представлений о будущем находилось в тесной связи с
эволюцией первобытной мифологии от примитивных мифов-сказок,
фантастически истолковывавших наиболее простые явления природы, к
мифам, объясняющим установление родовых нравов и обычаев, затем
происхождение людей и мира в целом, а также судьбу умерших. На этой
основе сформировались самые древние из существующих религиозные
концепции будущего.
Помимо сравнительно примитивных концепций такого плана, которые
либо не дожили до наших дней, либо не имеют значительного
распространения, выделяются две, связанные с существующими мировыми
религиями:
а) сложившаяся в I тысячелетии до н.э. и более развитая индуистско-
буддистско-джайнистская концепция, согласно которой история
представляется в виде постоянной смены циклов регресса (охватывающих
миллионы лет) от «золотого века» к «концу света», затем «сотворения
нового мира», вновь регресса и т.д. без конца. Счастливое будущее с таких
позиций видится в том, чтобы «добродетельным поведением» избавиться от
бесконечных «перевоплощений» души после смерти, от этого вечного
«коловращения» мироздания и попасть в «нирвану» качественно иное
состояние, при котором отсутствуют и желания, и страдания. Такие взгляды
характерны для современной религиозной идеологии в обширном регионе
Юго-Восточной Азии, и с ними приходится сталкиваться на международных
конференциях или в «литературе о будущем» стран указанного региона;
б) сложившаяся в I тысячелетии до н.э.
I тысячелетии н.э. и менее
развитая иудаистско-христианско-исламская концепция, согласно которой
«история будущего» представляется в виде прихода «спасителя-мессии»,
установления «царства божия», наступления «конца света», «Страшного
суда», наконец, опять-таки перехода в качественно новое состояние,
«вечного блаженства» для праведников и «вечных мук» для грешников. С
такими взглядами также приходится сталкиваться на конференциях и в
литературе, причем, если это касается христианства, их пропаганда
становится все активнее, поскольку частью верующих в очередной раз
ожидается «конец света».
|