Со времен завершения своего формирования тысячу и более лет назад
религиозная эсхатология (учение о «конце света») не дала ничего
существенно нового. Однако было бы ошибкой на этом основании
недооценивать значение религиозных концепций будущего. Религиозно-
философская мысль древних выработала целый комплекс идей, доживших
до наших дней: идеи «воздаяния» в загробном мире сообразно поведению
человека при жизни, провиденциализма (божественного провидения,
целенаправленно определяющего ход событий независимо от воли
человека), мессианизма (упования на приход «спасителя-мессии», который
радикально изменит к лучшему существующие порядки) и т.д. Религиозные
концепции будущего сыграли важную роль в социальной борьбе минувших
тысячелетий. Они оказали сильнейшее влияние на эволюцию утопизма и
разнообразной философии истории. Без них трудно понять особенности
некоторых течений современной футурологии.
В I тысячелетии до н.э. следом за религиозными концепциями
будущего и в тесной связи с ними стали развиваться утопические
концепции. Они отличались от религиозных тем, что «иное будущее»
человечества определялось не сверхъестественными силами, а самими
людьми, их разумом и действиями. В историко-социологическом смысле
утопия определяется как произвольное представление о желаемом будущем
человечества, уже не связанное непосредственно с провиденциализмом, но
еще не основанное на научном понимании закономерностей развития
природы и общества. Объективно утопические концепции являются чисто
умозрительными благими пожеланиями, надуманными искусственными
конструкциями, оказывающимися в непримиримом противоречии с
действительностью (что обычно и вызывает неминуемый крах утопий при
попытках их реализации).
Большая часть утопий посвящена проблемам будущего общества и
относится к разряду социальных. Но некоторые из них затрагивают
проблемы науки, техники, технических вопросов градостроительства,
здравоохранения и т.д., лишь косвенно касаясь социальной стороны дела.
В зародышевой, примитивной форме такие «технические» утопии
встречаются еще в древности, но становятся заметным явлением в средние
века (например, утопия Р. Бэкона, XIII в.) и получают развитие в новое, а
особенно в новейшее время. Чаще, впрочем, встречаются социально-
технические утопии, в которых учитываются некоторые социальные
аспекты технических нововведений (наиболее яркий пример утопия Ф.
Бэкона, XVII в.). Существуют также пацифистские утопии. Наконец, особый
тип составляют антиутопии, рисующие произвольные картины нежелаемого
будущего Земли и человечества.
В основу классификации социальных утопий целесообразно, на наш
взгляд, положить не те или иные формы утопических произведений, как это
нередко делается, а основной принцип: какой именно социальный строй
фактически изображается в данной утопии? С этой точки зрения социальные
утопии разделяются на общинные, рабовладельческие, феодальные,
буржуазные и социалистические, идеализирующие соответствующий строй.
Каждый тип подразделяется на подтипы: второго, третьего и так далее
порядка. Например, социалистические утопии распадаются на собственно
социалистические (провозглашающие принцип «каждому по труду») и
коммунистические («каждому по потребностям»). При этом, естественно,
|