Navigation bar
  Print document Start Previous page
 16 of 50 
Next page End  

России — до Герцена и Чернышевского включительно). К его
отличительным чертам относятся: попытки критического осмысления опыта
Великой французской революции, в ходе которой несостоятельность
утопизма проявилась особенно наглядно; стремление связать утопизм с
пролетарским движением (отсюда — разнообразные типы «социализма»,
перечисленные К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте
Коммунистической партии»); попытки использовать не только идеологию
просветительства, но и классическую философию (Кант, Фихте, Шеллинг,
Гегель), а также классическую буржуазную политическую экономию (Смит,
Рикардо, Сисмонди и др.) — попытки, которые не увенчались и не могли
увенчаться успехом.
Шестой этап охватывает вторую половину XIX
— начало XX века и
характеризуется в основном борьбой марксистской и анархистской утопии,
причем первая выдавала себя за науку и резко противопоставляла себя
иному-прочему «утопизму».
Седьмой этап (символически — с 1917 г. по сей день) можно считать
современным. На этом этапе состоялась реализация и крах марксистско-
ленинской утопии казарменного социализма, жертвою которой оказалась
целая треть человечества, начиная с СССР. Никуда не делись и прочие
многообразные утопии. На этом этапе постепенно складывается понимание
того, что социальный утопизм — это отнюдь не черно-белое кино с
разделением всего и вся на утопическое и реалистическое, а те элементы
сознания и нововведения, в том числе политики, которые исходят не из
объективных закономерностей и не из промысла божия, а из произвольных
представлений о желаемом будущем (которые часто выдаются за научные
или за некое откровение). Таким образом черты утопизма можно найти в
политике любого правительства любой страны мира и во взглядах любого
политика, философа, ученого, писателя, вообще любого человека.
Среди социальных утопий второй половины XIX — первой половины
XX в. наибольшее развитие получили марксизм и анархизм. Марксизм
сделался к началу XX в. основой широкого революционного движения и в
своей экстремичной форме (марксизм-ленинизм) привел к попытке
реализации этой утопии («утопия социализма») сначала в масштабах
России, а затем, уже во второй половине XX в., в масштабах целой трети
человечества. Но в 90-х гг. XX в. эта утопия, как и всякая утопия, потерпела
крах, и к XXI в. от нее остались лишь быстро деформирующиеся
рудименты.
Анархизм, как общественно-политическое течение, сложился в 40—70-
х годах XIX в., но его идейные истоки восходят к утопии Руссо и другим
утопиям XVII—XVIII вв., которые идеализировали патриархальную
общину. Анархистская концепция будущего, изложенная в работах Годвина,
Прудона Штирнера, Бакунина, Кропоткина, Реклю, Грава, Карелина, Фора и
др., в самых общих чертах сводилась к формуле «свободной федерации»
автономных ассоциаций производителей — мелких частных собственников
с немедленным и полным упразднением государства, «справедливым
обменом» продуктов труда отдельных работников.
Заметим, что для утопизма характерно стремление создать детальную
картину будущего, втиснуть ее в рамки априорно заданной и «идеальной
схемы», продиктовать своего рода «правила поведения» будущим
поколениям. В противоположность этому течению общественной мысли на
Hosted by uCoz