ственные, а может быть, и качественные различия.
В-третьих, важно знать специфику совместно решаемых задач. В нее
могут быть включены сложность деятельности, степень взаимной зависимо-
сти членов группы, время совместной работы, степень формализованности
отношений, определяемых инструкциями, и т. д. Только с учетом всех пере-
численных факторов можно говорить о степени совместимости близких
межличностных отношений и деловой активности
6
. Число указанных факто-
ров может быть увеличено, и они должны быть взвешены по степени зна-
чимости при решении различных практических задач. Исследования Е. С.
Кузьмина, И. П. Волкова, М. П. Пикельниковой и Н. Ф. Федотовой под-
тверждают значимость различных факторов в регуляции официальных и не-
официальных отношений
7
. В условиях неофициального общения, совмест-
ного отдыха, нет четкой и жесткой программы взаимодействия, что изме-
няет характер регуляции межличностных отношений. Такой тип взаимодей-
ствия более интегральный, т. е. имеет широкий диапазон выбора форм меж-
личностных отношений (например, симпатийантипатий). Особое значение
в этом случае приобретают личные потребности, ценностные ориентации,
интересы каждого в отдельности человека, которые, вступая, конечно, опо-
средованно, во взаимодействие, формируют общегрупповые потребности,
интересы и нормы взаимоотношений. Другое дело взаимодействия, меж-
личностные отношения в условиях официальной организации. В этих усло-
виях взаимодействия, совместная деятельность, ее задачи, инструкции опре-
деляют не только характер работы каждого, но и нормы, правила взаимо-
действия всех членов группы в целом. Негативность отношений (антипатии)
исключается при официальной организации, так как антипатии могут при-
водить к конфликтам и мешать совместному труду. Вопрос, скорее, заклю-
чается в том, какой должна быть выраженность симпатий в группе, чтобы
официальные отношения не переключались на ярко выраженные личные
(неофициальные) отношения.
При рассмотрении неофициальной организации групп заметно воздей-
ствие индивидов на общегрупповые параметры: задачу, план и нормы взаи-
моотношений. Группа в этом случае сама активно формирует межличност-
ные отношения. Отсутствие жесткой программы взаимодействия в большей
степени раскрывает личностные особенности индивидов, которые и регули-
руют характер межличностных отношений. Особый смысл тогда приобре-
тают взаимные межличностные притяженияотталкивания, симпатии
антипатии, что является условием образования устойчивых диадических
связей и результатом совместимости двух людей. Одновременно с этим
межличностные притяжения отталкивания способствуют групповой
сплоченности, что особенно четко обнаруживается при наличии ценностно-
ориентационного единства в группе, а также однородности группы по инте-
ресам, вкусам, привычкам и т. д. Люди, испытывающие взаимные симпатии
и притяжение по отношению друг к другу при вовлечении в совместные
6
Федотова Н. Ф. Формирование знаний друг о друге у участников совместной деятельно-
сти. Автореф. канд. дис. Л., 1973.
7
Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л.. 1967; Волкова И. П. Исследование ли-
дерства как функция групповых задач. В кн.: Экспериментальная и прикладная психо-
логия. Л., 1971; Пикельникова М. П. О некоторых особенностях самооценок, оценок в
производственных коллективах. В кн.: Человек и общество. Вып. 4. Л., 1969. С. 48-52.
|