Карен Хорни
КУЛЬТУРА И НЕВРОЗ
5
Анализ любого человека ставит новые проблемы даже перед самым
опытным аналитиком. Работая с каждым новым пациентом, аналитик
сталкивается с индивидуальными трудностями, с отношениями, которые
трудно выявить и осознать и еще труднее объяснить, с реакциями, которые
весьма далеки от тех, что можно понять с первого взгляда. Если принять во
внимание всю сложность структуры невротического характера, как она была
описана в предыдущих главах, и множество привходящих факторов, такое
разнообразие неудивительно. Различия в наследственности и тех
переживаниях, которые испытал человек за свою жизнь, особенно в детстве,
вызывают кажущееся бесконечным разнообразие в конструкции
вовлеченных факторов.
Но, как указывалось вначале, несмотря на все эти индивидуальные
вариации, конфликты, играющие решающую роль в возникновении невроза,
практически всегда одни и те же. В целом это те же самые конфликты,
которым также подвержен здоровый человек в нашей культуре. Стало уже
до некоторой степени трюизмом говорить о том, что невозможно провести
четкое различие между неврозом и нормой, но может оказаться полезным
повторить его еще раз. Многие читатели, столкнувшись с конфликтами и
отношениями, о которых они знают из собственного опыта, могут спросить
себя: невротик я или нет?
Наиболее достоверный критерий состоит в том, ощущает или нет
человек препятствия, создаваемые его конфликтами, может ли он правильно
воспринимать и преодолевать их.
Когда мы осознаем, что в нашей культуре невротики движимы теми же
самыми основными конфликтами, которым также подвержен нормальный
человек, хотя и в меньшей степени, мы снова сталкиваемся с вопросом,
поднятым вначале: какие условия в нашей культуре ответственны за то, что
неврозы сосредоточиваются вокруг тех специфических конфликтов,
которые я описала, а не вокруг других?
Фрейд лишь вскользь коснулся данной проблемы; обратной стороной
его биологической ориентации является отсутствие социологической
ориентации, и, таким образом, он склонен объяснять социальные явления в
основном биологическими факторами (теория либидо). Эта тенденция
привела психоаналитических исследователей к убеждению в том, например,
что войны вызываются действием инстинкта смерти, что корни нашей
нынешней экономической системы лежат в анально-эротических влечениях,
что причину того, почему машинный век не начался две тысячи лет тому
назад, следует искать в нарциссизме этого периода.
Фрейд рассматривает культуру не как результат сложного социального
процесса, а главным образом как продукт биологических влечений, которые
вытесняются или сублимируются, и в результате против них выстраиваются
5
Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ: Пер. с англ. М.:
Издательская группа ПрогрессУниверс, 1993 С. 214220.
|