У последних нескольких поколений в условиях растущего влияния
рынка смысл понятия Я несколько сместился от формулы Я есть то, чем я
обладаю к формуле Я есть то, каким меня хотят видеть
30
. Человек, жи-
вущий в системе рыночной экономики, чувствует себя товаром. Он отчуж-
ден от самого себя, подобно тому, как продавец отделен от товара, который
желает продать. Конечно, он заинтересован в себе, особенно в своем успехе
на рынке, но он и менеджер, и предприниматель, и продавец, и товар.
Его собственный интерес к себе превращается в интерес к нему как субъ-
екту, который выставляет себя как товар, который стремится получить оп-
тимальную цену на рынке личностей.
Заблуждение корысти у современного человека не описано лучше
нигде, чем у Ибсена в Пер Гюнте. Пер Гюнт уверен, что вся его жизнь по-
священа достижению собственных интересов. Вот как он описывает Я
Пер Гюнта:
Пер Гюнт (с возрастающим увлечением)
Да, гюнтское я сам есть легион
Желаний и влечений,и страстей;
Есть море замыслов, порывов к цели,
Потребностей... ну, словом, то, чем я
Дышу, живу таким, каков я есмь
31
.
Но в конце жизни он понимает, что потерял себя; что, следуя принципу
своекорыстия, он не смог понять, в чем же состоят истинные интересы его
Я, и вместо того чтобы сохранить душу, он потерял ее. О нем говорят, что
он никогда не был самим собой и поэтому как сырой еще материал должен
подвергнуться переплавке. Он признал, что все время жил по принципу
троллей Довольным быть самим собой, а не согласно гуманистическому
принципу Быть подлинно самим собой. И вот, когда все декорации его
псевдо-Я, его успех и все, что он имеет, грозит исчезнуть, его охватывает
ужас пустоты, ничто, преодолеть который он, не имеющий собственного
Я, не в силах. И он вынужден признать, что в погоне за всеми благами ми-
ра, которые, как ему казалось, и были его интересами, он потерял свою ду-
шу, или, как я предпочитаю говорить, самого себя.
Искажение смысла понятия собственного интереса, весьма распро-
страненное в современном обществе, возбудило нападки на демократию со
стороны различных тоталитарных идеологий. Они заявляют, что капитали-
стическая система несостоятельна в моральном отношении, поскольку она
основана на принципе эгоизма, и всячески расхваливают свои собственные
системы, поскольку в них действует принцип бескорыстного подчинения
человека высшим целям государства, расы или социалистического оте-
чества. Эти критические нападки на многих производят впечатление, ибо
многие чувствуют, что счастье не в достижении эгоистических интересов, и
потому стремятся к большей солидарности и общей ответственности.
Нет необходимости тратить время на опровержение утверждений то-
талитарных идеологий. Прежде всего, они лицемерны, ибо маскируют,
скрывают сверхэгоизм элиты, стремящейся к подавлению и желающей
власти над большинством народа. Их идеология бескорыстия имеет целью
обманывать тех, кем эта элита управляет, и усилить их эксплуатацию и ма-
30
Пиранделло в своих пьесах прекрасно выразил этот смысл понятия Я, а также
вытекающего из него понятия сомнение-в-самом-себе.
31
Ибсен Г. Пер Гюнт. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 2. М.: Искусство, 1956.С. 507.
|