каком понимает его христианство и немецкий идеализм.
Вторая ошибка всякой этики сострадания заключается в том, что она хочет обосновать
мораль, вывести ее из каких-нибудь предварительных положений. Но это совершенно
невозможно. Мораль, которая о своей сущности должна представлять собою последнее
основание наших поступков, необъяснима. Она самоцель, а потому ее нельзя ставить к
другому предмету в отношении средства и цели. Поскольку упо-мянутая попытка этики
сострадания вполне совпадает с принципом всякой исключительно описательной, а потому
необходимо релятивистической этики, постольку обе ошибки в корне своем совершенно
одинаковы. Бороться с ними можно было бы только тогда, когда человек измерив всю
область причин и влияний, не нашел бы идеи высшей цели которая одна существенна для
наших нравственных поступков. Идея цели не может быть результатом отношения между
причиной и следствием, а, напротив, это отношение уже скрывает в себе эту идею цели. Цель
выступает одновременно с попыткой предпринять какое-либо действие. Она служит
мерилом успеха каждого поступка. Этот успех может оказаться неудовлетворительным даже
в том случае, когда известны все факторы, определившие его, и когда они в достаточной
степени ясно отражаются в сознании.
Рядом с царством причин есть и царство целей, последнее будет царством человека.
Совершенная наука о бытии есть совокупность причин, стремящаяся вознестись до высшей
причины. Совершенная наука должного есть единство целей, кульминирующее в своей
последней высшей цели.
Кто с этической точки зрения смотрит на сострадание, как на положительную
величину, тот оценивает с нравственной стороны не деяние, а чувство, не поступок, а эффект
(последний по самой природе своей не подлежит рассмотрению с точки зрения цели). Мы не
отрицаем, что сострадание может являться особой формой выражения нравственного начала,
особым этическим феноменом, но оно столь же мало этический акт, как чувство стыда и
гордость: следует строго различать понятия: этический феномен и этический акт. Под
этическим актом мы понимаем сознательное подтверждение идеи посредством какого-либо
действия, этический феномен есть непреднамеренное, непроизвольное выражение
продолжительного стремления нашей души к этой идеи. Только в борьбу мотивов вторгается
эта идея. Она старается повлиять на ход ее и решить исход этой борьбы. В эмпирической
смеси нравственных и безнравственных чувств, чувства сострадания и злорадства, чувства
собственного достоинства и высокомерия, мы не видим еще ничего похожего на
определенное решение. Сострадание является, пожалуй, самым верным признаком для
определения характера человека, но не целью какого-либо действия. Только знание цели,
сознание ценности создает нравственность. И это положение выгодно отличает Сократа от
всех последующих философов, за исключением Платона и Канта, которые присоединились к
его взгляду. По существу своему сострадание не может претендовать на уважение, ибо оно
есть алогическое чувство» в лучшем случае оно возбуждает в нас симпатию.
Поэтому следует прежде всего ответить на вопрос, каким образом проявляется
нравственное отношение человека к другим людям. Оно проявляется не в форме
непрошенной помощи, которая вторгается в одиночество другого человека не считаясь с
границами той сферы, которую человек признает своей. Чувство уважения как к этому
одиночеству, так и к упомянутой сфере вот смысл всякой нравственности. Не сострадание,
уважение. Мы никого в мире не уважаем, кроме человека это впервые высказал Кант. Это
великое открытие заключается в том, что ни один человек не в состоянии превратить самого
себя, свое умопостигаемое «я», то человеческое (эту идею человеческой души, а не 1500
миллионов, составляющих человеческое общество), которое заключается в нем самом и в
других людях, в одно только средство для достижения какой-либо цели «Любая вещь,
всецело подчиненная нашей власти, может быть превращена нами в простое средство, только
человек, а вместе с ним всякое разумное существо есть самоцель.
Каким образом я проявляю к человеку презрение или уважение? Первое тем, что я
игнорирую человека, второе тем, что мое внимание останавливается на нем. Каким путем я
|