произведенное на меня пассажами из одного бетховенского сочинения для рояля,
состоявшими из 1/32-х, и вспоминаю впечатление от страниц ученого исследования,
заполненных всецело тройными интегралами, пока я еще не знал нот и понятия не имел об
интегрировании. Это и есть то, что просмотрели Авенариус и Петцольд: всякое выявление
элементов сопровождается известным обособлением характеристики (чувственной окраски).
Некоторые твердо установленные экспериментальной психологией факты можно
сопоставить с этими выводами самонаблюдения. Пусть попробуют в темной комнате
моментально подействовать цветным световым раздражением на привыкший к темноте глаз,
и наблюдатель получит просто впечатление света, не будучи в состоянии ближе определить
цветового качества. Получится впечатление «чего-то», не имеющее более точного
определения, «впечатление света вообще». Точное указание цветового качества нелегко
сделать и при большей продолжительности раздражения (конечно, до известной величины).
Точно также всякому научному открытию, технологическому изобретению или
художественному созданию, предшествует родственная стадия темноты, подобно той, откуда
Заратустра вызывает свое учение о вечном возвращении (Wiederkimft). «Встань бездонная
мысль из глубины моей! Я твой петух, твой предрассветный туман, заспавшийся червь:
встань, встань! мой голос должен тебя разбудить! Весь этот процесс в своем
поступательном движении, от полной запутанности до сияющей ясности, подобен ряду
воспринимаемых нами пассивно картин, когда с какой-нибудь пластической группы или
рельефа снимают одно за другим обвивавшие его влажные покрывала. При открытии
памятника зритель переживает нечто подобное. Точно также, если я вспоминаю, например,
услышанную однажды мелодию, процесс этот в точности повторяется, хотя часто настолько
быстро, что его трудно уловить, Каждой новой мысли предшествует такая, как я ее называю,
стадия предмыслия, когда выплывают и рассыпаются геометрические фигуры, кажущиеся
фантазмы и туманные образы, когда появляются колеблющиеся формы, окутанные мраком
картины, таинственно манящие маски.Начало и конец всего этого хода мыслей, которые я
кратко называю процессом «просветления, относятся между собой так как два впечатления,
полученные очень близоруким субъектом от находящегося вдали предмета, одно в очках,
другое без очков.
И как в жизни отдельного индивидуума (который, может быть, умрет прежде, чем
закончит весь процесс), точно так же и в истории исследований «предчувствия» всегда
предшествуют ясному познанию. Это тот же процесс просветления, распределенный на
целые поколения. Пусть вспомнят, например, о бесчисленных предвосхищениях у греков и в
более новое время теории Ламарка и Дарвина, за которые «предвозвестники» их чрезмерно
восхваляются, о предшественниках Роберта Манера и Гельмгольца, о тех случаях, когда Гете
и Леонардо да Винчи, правда, может быть, разносторонние люди, предвосхитили
позднейший прогресс науки и т. д., и т. д. О таких именно предварительных стадиях идет
обычно речь, когда открывают, что та или иная мысль не нова, что ее можно найти у того
или другого мыслителя, поэта и пр. Подобный же процесс развития наблюдается так же при
всех художественных стилях в живописи и музыке: от неуверенного прикосновения,
осторожных колебаний до полной победы. Умственный прогресс человечества в науке
основывается так жена лучшем и лучшем описании и познании одних и тех же явлений. Это
процесс просветления, распространенный на всю человеческую историю. То что мы
замечаем нового, то в сравнении с этим процессом мало достойно внимания.
Сколько степеней выяснения и дифференцированности пройдет содержание известного
представления, вплоть до полной и отчетливой, не задернутой никаким туманом мысли,
может наблюдать всякий, кто старается усвоить новый трудный предмет, например, теорию
эллиптических функций. Как много степеней понимания нужно пройти (особенно в
математике и механике), пока все не предстанет в полном порядке, в совершенной системе,
ненарушенной и стройной гармонии частей к целому! Эти степени соответствуют отдельным
этапам на пути просветления.
Процесс просветления может протекать также и в обратном порядке: от полной ясности
|