39
надпись Я знаю, что это зебра. Я знаю имеет смысл лишь при том, что эти слова высказывает
какое-то лицо. Но в таком случае безразлично, говорит ли человек Я знаю... или же Это....
589. Как же учатся осознавать свое собственное состояние знания?
590. Об осознании состояния можно было бы говорить уже там, где заявляют: Я знаю, что это
такое. Человек здесь может убедиться в том, что он действительно владеет этим знанием.
591. Я знаю, что это за дерево.
Это каштан. Я знаю, что это за дерево. Я знаю, что это
каштан. Первое высказывание звучит более естественно, чем второе. Человек только тогда
повторит Я знаю, когда он хочет особо подчеркнуть уверенность; возможно, чтобы
предупредить какое-то возражение. Первое Я знаю означает примерно следующее: я в
состоянии сказать.
В каком-то другом случае можно начать с констатации Это..., затем ответить на возражение:
Я знаю, что это за дерево и подчеркнуть тем самым уверенность.
592. Я могу сказать, что это за..., притом с уверенностью.
593. Даже если можно заменить Я знаю, что это так выражением Это так, все же отрицание
одного нельзя заменить отрицанием другого. С Я не знаю... в языковую игру входит новый
элемент.
21.4
594. Мое имя Л. В. И если бы кто-то оспаривал это, я бы тотчас же установил бесчисленные
связи, удостоверяющие это.
595. Но ведь можно представить себе человека, который устанавливает связи, из коих ни одна
не соответствует действительности. Почему же я сам не могу оказаться в подобном положении?
Если я представляю себе такого человека, то представляю и некую реальность, мир, который его
окружает; представляю этого человека, с его мышлением и речью, как противостоящего этому
миру.
596. Если кто-то сообщает мне, что его имя NN, то имел бы смысл мой вопрос: А можешь ли ты
в этом ошибаться? В языковой игре этот вопрос дозволен. И потому имеет смысл ответ Да
или Нет. Конечно же, этот ответ небезупречен, то есть он может когда-то оказаться ложным,
но от этого вопрос Можешь ли ты... и ответ Нет не становятся бессмысленными.
597. Ответ на вопрос Можешь ли ты в этом ошибаться? придает высказыванию определенную
значимость. Возможен и такой ответ: Думаю, что нет.
598. А разве нельзя на вопрос: Можешь ли ты...? ответить так: Я опишу тебе ситуацию, и
тогда ты сможешь сам судить, мог ли я ошибаться?
Например, если бы речь шла о чьем-то собственном имени, то дело могло бы обстоять и так, что
этот человек никогда не употреблял это имя, но припоминает, что читал его в каком-то
документе,
с другой же стороны, ответ мог бы быть и таким: Я носил это имя всю свою
жизнь, меня называли так все люди. Если это не равноценно ответу Я не могу в этом
ошибаться, то последний вообще не имеет никакого смысла. И все-таки совершенно очевидно,
что это указывает на какое-то очень важное различие.
599. Можно было бы, скажем, описать достоверность предложения: вода кипит приблизительно
при 100 С. Оно не из числа тех предложений, скажем того или этого, какие я однажды слышал и
мог бы назвать. Я сам проделывал этот эксперимент в школе. Это одно из весьма элементарных
предложений наших учебников, которым следует доверять в таких вещах, потому что... . Что
ж, всему этому можно противопоставить контрпримеры, показывающие, что люди считали то
или иное достоверным, а позднее это оказалось, на наш взгляд, ложным. Но этот аргумент ничего
не стоит
11
. Сказать: в конце концов, мы в состоянии привести лишь такие основания, которые мы
считаем основаниями, значит вовсе ничего не сказать.
Я полагаю, в основе этого лежит непонимание природы нашей языковой игры.
600. На каком основании я доверяю учебникам по экспериментальной физике?
У меня нет оснований не доверять им. И я им доверяю. Я знаю, как создаются такие книги. Я
располагаю какими-то сведениями, правда, недостаточно обширными и весьма фрагментарными.
Я кое-что слышал, видел и читал.
22.4
|